Крепости Санкт-Петербурга. Часть II
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Крепости Санкт-Петербурга. Часть II

Во второй части путешествия по крепостям - редко посещаемые, но не менее интересные места: Ивангородская крепость, Орешек и Копорье.


Ивангородская крепость



Даты строительства. Август 1492 года: к этому времени истекал срок десятилетнего перемирия с ливонцами.
Архитекторы – первые мастера, возводившие крепость – дьяк Михаил Кляпин и воевода Иван Гундор. В 1507 году, когда территория крепости была увеличена, работами руководили русский мастер Владимир Торгкан (Торокан) и иностранный строитель Маркус Грек.

Военная история. Военная служба Ивангородской крепости продолжалась дольше, нежели у прочих твердынь Северо-Запада России. Большинство древних крепостей было признано негодными в конце XVIII века, а Ивангород и во второй половине XIX века числился под надзором военного министерства.
Использование крепости в разные годы. В 1581 году Ивангород был захвачен шведами, в дальнейшем несколько раз переходил из рук в руки. С XVIII по начало XX века крепость около 250 лет была на русской воинской службе.Во время Великой Отечественной войны крепость была занята фашистами, которые устроили в ней два концлагеря для военнопленных. 1986 году крепость стала музеем, сейчас здесь нередко проводятся киносъемки, проводятся праздники, фестивали и концерты. 

По легенде… крепость 1492 года была незначительной по размерам, что породило легенду о «крепости лошадиной шкуры», в которой рассказывалось, что при разбивке крепости взяли одну лошадиную шкуру, разрезали на узкие полосы, а потом, связав их в ленту, определили размеры крепости. 

Интересно: 
Вероятно, это единственная в мире крепость, которая построена в непосредственной близости от соседней: московские воеводы, отвечавшие за новую границу московских земель с Ливонским орденом (она проходила по реке Нарове), приняли решение возвести твердыню прямо под носом у орденских рыцарей: непосредственно напротив существующего орденского укрепления - замка Нарва.
Чтобы скрыть от неприятеля подготовительные работы по постройке крепости, заготовку плитняка и леса вели в 1,5-2 километрах от Девичьей горы, а затем подготовленный материал по воде быстро перевезли к месту строительства. 
Ивангород стал предшественником Петербурга: располагая крепость на реке Нарове, по течению которой можно было быстро добраться до Балтийского моря, Иван III создавал морские ворота Русского государства.
Крепость получила имя Ивангород в честь правителя - Великого князя Московского Ивана III Васильевича.
В крепости под большим секретом хранился разборный наплавной мост из деревянных плотов, соединяемых крюками, — с его помощью русское войско могло стремительно переправиться на ливонский берег.
Первоначально крепость имела форму геометрически правильного квадрата и этим принципиально отличалась от всех других крепостей Руси, имевших свободную, асимметричную планировку и композицию.

Стоимость билета (отдельный билет требуется на каждый объект: в крепость, в музей, на выставки): взрослые - 100 руб., учащиеся 50 руб.
Режим работы: с 10:00 до 18:00. Выходные дни: понедельник, вторник.
Как добраться: автобус №842 от автовокзала на Обводном канале (в пути 3,5 часа), поезд до Ивангорода с Балтийского вокзала (в пути 4 часа), автомобилем по Таллиннскому шоссе (в пути 2,5 часа).


Крепость Орешек

Дата строительства: 1323 г. 
Кто вёл строительство. В 1323 году московский князь Юрий Данилович, внук Александра Невского, построил крепость Орешек, которая не дошла до наших дней – сначала сгорела, потом была заменена каменной, в дальнейшем – многократно перестраивалась. При Петре I в крепости велось большое строительство под руководством архитекторов И.Г.Устинова и Д.Трезини.

Военная история. В XIV-XVII веках крепость не раз выдерживала ожесточенные штурмы, а в 1612 году крепость пала и в течение 90 лет находилась под властью Швеции. Тогда она получила название - Нотебург (Ореховый город). В 1702 году во время Северной войны крепость была отвоевана русскими войсками и переименована в Шлиссельбург – «Ключ-город». По поводу взятия крепости Петр I писал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен».

Использование крепости в разные годы. В XVIII-XIX веках за Шлиссельбургской крепостью закрепилась слава «русской Бастилии». Здесь содержались члены царской семьи, претенденты на престол, видные государственные и общественные деятели. 
По легенде, существовал и другой вариант произношения названия крепости - Шлюсенбург, откуда произошло простонародное название — Шлюшин. В начале XIX века в Шлиссельбургскую крепость отправляли из Петербурга женщин легкого поведения (эта информация, понятно, только для взрослых). 

Интересно: 
Выдержав в течение почти трёх веков после основания немало ожесточённых шведских штурмов, крепость пала перед ними лишь однажды - в 1612 году после 9-месячной осады, когда в результате голода и болезней из 1300 её защитников осталось не больше сотни.
Именно в Шлиссельбургской крепости был повешен брат В.И. Ленина, Александр Ульянов. (*Знают ли нынешние дети, кто это – Ленин?)
Во время Великой Отечественной войны гарнизон крепости 500 дней и ночей стоял насмерть, не давая фашистским войскам прервать связь Ленинграда со страной по Дороге Жизни. На стене крепости – клятва: «Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего. Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её. Увольняются с острова: на время - больные и раненые, навсегда - погибшие. Будем стоять здесь до конца».

Стоимость билета: без учета стоимости переправы на о. Ореховый: взрослые - 160 руб, учащиеся и пенсионеры - 70 руб., дети до 7 лет – бесплатно. Режим работы: с 1 мая по 31 октября с 10:00 до 17:00 без выходных. 
Как добраться: от станции м. «Улица Дыбенко» автобусом № 575 до Шлиссельбурга или поездом от Финляндского вокзала до станции Петрокрепость. Затем переправа теплоходом на о. Ореховый.

Крепость Копорье



Даты строительства. Первое упоминание крепости в летописи – 1240 год, когда немецкие рыцари построили деревянный замок, в 1297 году новгородцы возвели каменную крепость.

Военная история. После постройки в 1384 году крепости Ям на реке Луге Копорье потеряло своё военное назначение и в дальнейшем переход крепости от русских к шведам и обратно осуществлялся без боёв.

Использование крепости в разные годы. Несколько раз крепость переходила от русских шведам и обратно, в 1703 года войска Петра I освободили крепость, она теряет военное значение и становится собственностью А.Д. Меншикова. Во время опалы Меншикова крепость была подарена Разумовскому, далее продана В.Н.Зиновьеву (во время революции семья Зиновьевых эмигрировала в Англию).
Во время Великой Отечественной крепость не имела военного значения, а Спасо-Преображенский собор был переоборудован немцами в кинотеатр. В 1970 году в крепости начались реставрационные работы. Но они в основном сводятся к консервации архитектурного памятника, чтобы не дать ему разрушаться. 
С 2001 года в крепости располагается музей. 

По легенде… заспорили как-то Петр I и шведский король Карл ХII и порешили: кто из них быстрее построит дорогу из своей столицы до крепости Копорье, тот и будет править в Ингерманландии. Поспорили на огромный мешок золота. Король стал строить из Стокгольма булыжную дорогу через Финляндию на Выборг. Много крестьян добывало камень, на подводах везли его через леса и болота. Дорого пришлось платить королю за каждую милю пути, но когда дорога дошла до Выборга, узнал об этом и русский царь. Он к тому времени про спор уже забыл и спал в Москве на золотой кровати. Испугался царь, что спор проиграет, и приказал своим солдатам лечь прямо в грязь, вскочил в карету и поскакал по солдатским телам на встречу с королем. Быстрее ветра домчался царь из Москвы до Копорья и стал поджидать шведского монарха.

Интересно: 
Рядом с крепостью бежит несколько обмелевшая речка Копорка, давшая свое имя Копорью. 
Копорье - самая близкая к Санкт-Петербургу средневековая крепость. И еще крепость, которая реже других посещается туристами – сюда непросто добираться.
Всего несколько сотен лет назад Копорье стояло на берегу моря, точнее, на берегу Финского залива: известно, что Балтийский щит, тектоническая плита, на которой покоятся все берега Восточной Балтики, медленно поднимается, болота постепенно пересыхают, реки мелеют, а Финский залив год от года отступает. Теперь Копорье находится в 10-12 километрах от моря.

Стоимость билета: взрослые - 50 руб., учащиеся 30 руб.Режим работы: с 10:00 до 20:00, без выходных. 
Как добраться: электричка с Балтийского вокзала до станции Калище (в пути 2 часа), далее – автобусом до Копорья. Автотранспортом – по Таллиннскому шоссе до посёлка Бегуницы, поворот на Копорье. Велосипедисты могут добраться электричкой до Соснового бора, а далее 23 км до крепости. 

Путешествовала Ира Форд
0
0
120
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ