Когда ребенка нужно отвести к психологу?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Когда ребенка нужно отвести к психологу?

Если вы задумались, стоит ли сводить своего ребенка к детскому психологу, — статья Ирины Млодик поможет принять решение. Если вы считаете, что проблем нет, то проверьте — не просмотрели ли вы чего-то серьезного.


Для некоторых родителей обращение к детскому психологу может сопровождаться мучительными переживаниями. Вина за совершенные ошибки в воспитании, которые могут проявиться на этой встрече, страх услышать от психолога «все плохо, вам нужно медикаментозное лечение», боязнь оказаться непонятыми, застыженными, опасение не получить квалифицированной помощи.

Если у родителя не было предыдущего позитивного опыта общения с психологами, то он может пропустить симптомы неблагополучия своего ребенка, надеясь и опираясь на собственное видение проблемы и свою способность ее решить. И это замечательно, если такая способность у него есть. Если родитель верно определяет и описывает проблему, ясно видит первопричину симптома, то его включенность и поддержка, изменение его стратегии общения с ребенком, конечно, могут помочь делу.

Но родитель, как правило, не может посмотреть на симптом ребенка со стороны, и тем более ему трудно рассмотреть проблему с профессиональной точки зрения. Включенность в отношения со своим ребенком мешает родителю увидеть, что именно происходит и где выход. К тому же он не всегда обладает достаточными профессиональными знаниями в психологии, чтобы определить причину и выработать стратегию изменений.

Проблемы у детей до пяти лет

Исходя из моего опыта, проблема у детей в этом возрасте в подавляющем проценте случаев — это проблема родителей. Родительские подавленные чувства, сложности в родительских или партнерских отношениях, неумение ставить ребенку границы, перекос во внимании, заботе, включенности в какого-то из членов семьи, сложности с родительским авторитетом, страх повторить ошибки воспитания, на которых они сами были воспитаны, — все это приводит к тому, что ребенок пытается приспособиться к этим обстоятельствам и часто не может сделать это иным способом, кроме как через собственный симптом.

Есть целый веер психосоматических симптомов, которыми дети «любят» реагировать на такие изменения в системе: энурез, астма, аллергии, частые простудные заболевания, проблемы с желудочно-кишечным трактом и т.д. 

[/QUOTE]Регулярный плохой сон, астения, постоянный упадок сил, регулярный плохой аппетит или, наоборот, пищевая зависимость, плаксивость, капризность, неадекватная ситуации агрессия, навязчивые страхи — все это может быть поводом для обращения к психологу[/QUOTE]

Плохой сон и астения могут быть «прикрытием» сильной тревоги или депрессии, плохой аппетит иногда — способ регулировать свои границы, если они часто нарушаются «кормящими» близкими, под капризностью может оказаться какое-то страдание или постоянно не удовлетворяемая важная потребность, которую ребенок ни сформулировать, ни выразить не может. 

Часто помощь, оказанная только родителю, помогает ребенку освободиться от симптома как способа доносить до семьи свое неблагополучие или приспосабливаться к семейной системе.

Помощь в пять-двенадцать лет

Уже в возрасте от 5 до 12 лет психолог может помочь ребенку проработать психологическую травму, если она уже сформировалась или формируется из-за сложностей опять же в семейной системе, детсадовском, школьном или другом социальном окружении ребенка.

[/QUOTE]Родителя может обеспокоить переживания ребенка из-за неумения дружить, подавленное настроение, отсутствие мотивации учиться, пассивность, вранье, воровство, манипулирование окружающими, грубость, нежелание сотрудничать и, конечно, весь спектр психосоматических проявлений, к которым прибавляются дополнительные проблемы с желудочно-кишечным трактом (гастрит — «бич» тревожного, боящегося ошибок школьника), кожные аллергии (у ребенка слишком много контактов, которые могут причинять ему боль или раздражать).[/QUOTE]

С любой психосоматикой, прежде всего, стоит обратиться сначала к врачам общего или специфического профиля и одновременно с этим разбираться с возможной психической составляющей в симптоме. Ребенок до 5 лет будет готов вам рассказать практически все, что с ним приключилось — хорошего или плохого. Дети постарше могут по каким-то причинам уже не хотеть или не мочь рассказать родителю о своих сложностях. Причин для подобной «скрытности» может быть много: нежелание волновать родителя, неверие в возможность получить понимание и помощь, желание сохранить «лицо» и родительскую любовь, страх наказания за проблемное поведение, стыд за то, что ребенок не справляется с какой-то ситуацией.

Поэтому отсутствие жалоб со стороны ребенка не всегда однозначный сигнал о его психическом благополучии. Родителю важно быть внимательным к изменениям в поведении своих детей, особенно в случае каких-то явных перемен в его окружении. Любые переезды, смены мест, коллективов, привычного для ребенка окружения, разрыв связей со значимыми для него людьми, потери важных предметов, игрушек, значительные изменения в семье (разводы, разъезды, ссоры, утраты, серьезное изменение финансового или социального положения) могут вызвать у детей серьезные трансформации в психике, особенно если нет умения или возможности у окружающих их важных взрослых разговаривать с ними об этом.

«Удобные» подростки

Особое внимание важно уделять подросткам. 

[/QUOTE]Родителя должно насторожить резкое снижение успеваемости, подавленное настроение, отсутствие желаний или мотивов, негативное отношение к своему телу, серьезно заниженная самооценка, неадекватные вспышки агрессии, стремление к бродяжничеству, непродуктивные увлечения, отсутствие друзей при полном нежелании дружить.[/QUOTE] 

Угрюмый и подавленный подросток без друзей, много молчащий и замкнутый может быть даже удобен некоторым родителям, хотя именно он должен вызывать наибольшее беспокойство. Подростковая депрессия опасна, и такой ребенок однозначно нуждается в помощи психолога.

Страдать дальше?

В задачи детского психолога входит помочь не только детям, но и родителям — создать хорошую и адекватную детско-родительскую пару или триаду. Детская психологическая травма прорабатывается значительно быстрее, чем травма, отложенная до взрослых времен, которая потом «обрастает» еще самыми разными конструкциями из психологических защит. К тому же ребенок, вовремя не получивший помощь и защиту, часто бессознательно воспроизводит, повторяет похожие события для того, чтобы появилась возможность как-то по-другому отреагировать на травматическую прежде ситуацию. И часто без посторонней помощи невозможно получить новый, нетравматический опыт именно потому, что часто ребенок и его родитель не всегда осознают, что же именно причиняло ребенку страдания и как выйти из ситуации повторяемости и прекратить страдания.

Поэтому обращение за консультацией — просто возможность ребенка и родителя получить профессиональную помощь в области, которая, возможно, и кажется весьма знакомой, но на самом деле является полем профессиональной деятельности психолога. Этот специалист обладает не только теоретическими знаниями, в том числе в возрастной психологии, изучающей особенности развития ребенка, но и практическими навыками, методиками, способами диагностики и специальной помощи.

Ирина Млодик - гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, детский психолог, кандидат психологических наук, автор множества книг по детской психотерапии («Чудо в детской ладошке», «Книга для неидеальных родителей»,  «Школа и как в ней выЖИТЬ», «Современные дети и их Несовременные родители», «Метаморфозы родительской любви», «Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни», «Двое из огромного мира мужчин: книга для пап и сыновей», «Почти неволшебные превращения. Книга для мам и дочерей»).

Обсудить на форуме


0
0
411
КОММЕНТАРИИ0