Ребенок не хочет учиться: 7 причин и решений
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Ребенок не хочет учиться: 7 причин и решений

В первую очередь необходимо выяснить, почему же ребенок не хочет учиться. Ведь в зависимости от причины и помощь может потребоваться разная. Рассказывает психолог Родион Чепалов.

Просто не получается

Быть может, у него это не получается? Так бывает. Допустим, мальчик мечтает стать музыкантом. Он серьезно увлечен, играет, сам пробует писать музыкальные произведения, но вот в школе с математическим уклоном у него не слишком ладится. Если ребенок не хочет учиться именно потому, что требования математического класса слишком сложны для него и сфера его интересов лежит в другой плоскости, здесь явно видна ошибка родителей, не обративших внимания на его увлечения и музыкальные способности.

Как исправить такую ситуацию? Хорошим выходом будет перевод ребенка в музыкальную школу или же поиск для него профильного кружка или студии.

Но не все можно решить так просто. Вот более сложная ситуация. Родители выбрали для ребенка хорошую школу с многообразием учебных программ, с насыщенным расписанием, иностранными языками с первого года обучения. Казалось бы, чего еще желать, только учись, ведь в школе так интересно... Однако возможностей и способностей вашего ребенка не хватает для того, чтобы выполнить все требования учителей. И вот все чаще из школы ребенок приходит в подавленном настроении и с плохими отметками. Сначала он старается, но постепенно понимает, что успеха добиться не сможет. И учиться он больше не хочет.

Что же делать в этом случае? Родителям придется признать, что руководствовались они, отдавая малыша в «продвинутую школу», только своими амбициями. Да, быть может вам в свое время было легко и интересно изучать расширенную и углубленную программу, но ваш ребенок — другой. Может быть в этом случае имеет смысл сменить учебное заведение на среднюю школу попроще?

Если же вы считаете, что переводить ребенка не стоит, приготовьтесь к марафону. Вам придется помогать ребенку, объясняя ему то, чего он не понял в школе, быть может, нанимать репетиторов для помощи в заданиях, которые для него самого окажутся слишком сложными. И все равно, на возвращение интереса к учебе рассчитывать было бы слишком оптимистично.

Встречается и ситуация, при которой ребенок не справляется с программой общеобразовательной школы в силу некоторых особенностей состояния здоровья. Зачастую ему мешают проблемы с неврологией, например, дисграфия или дислексия — невозможность хорошо писать и читать. Именно невозможность, а не капризы и лень. Естественно, желания учиться такие состояния не добавляют. Из этой ситуации тоже есть выход: существуют разные формы и программы обучения — специализированные школы, школы здоровья, коррекционные классы. В них обычно работают квалифицированные специалисты.

Родительский контроль

Намного чаще встречается другая причина нежелания учиться, описать которую можно одним словом: тотальный контроль. Сегодня во многих семьях ребенку помогают учиться и часто настолько вовлечены в этот процесс, что как бы учатся за него. Собирают портфель, контролируют выполнение домашнего задания, иногда и даже и делают его вместе с ребенком. Родители считают, что хорошая учеба — это старт в успешное будущее. Во многом, так оно и есть. Но не во всем.

Важны не только оценки по тому или иному предмету, но и умения, которые ребенок вынесет из школы. Вряд ли школьник, которого постоянно принуждали, будет потом любить учиться. Разве мало детей, закончивших музыкальную школу, больше никогда не берут в руки инструмент? Многие уже выросшие дети не могут написать обычное письмо, не говоря уже о статье потому, что их заботливые родители все школьные годы заставляли переписывать сочинения по нескольку раз.

Отсутствие мотивации

Основная мотивация для маленького ученика — это похвала. И если его способности не были оценены должным образом, вряд ли он потом будет хотеть учиться. А ведь очень многих детей не только не хвалят и не подбадривают, но и обидно критикуют.

Часто так поступают слишком требовательные и строгие родители, но нередко этим грешат и школьные учителя. Да, это признак непрофессионализма, но ведь и среди учителей встречаются уставшие, равнодушные или же просто неопытные.

Проблемы в семье, здоровье, внешность

Между успеваемостью школьника и атмосферой в семье есть прямая связь: при постоянных ссорах родителей ребенок становится нервозным и замкнутым, у него одновременно и замедляются умственные процессы, и пропадает стимул к учебе. То же происходит, если у ребенка есть какие-то дефекты речи или внешности. Он может сильно комплексовать из-за них, бояться насмешек со стороны одноклассников или даже учителей.

Не так мало в школе и гиперактивных детей. Иногда гиперактивность — это медицинский диагноз, совокупность симптомов, требующих медицинской и психотерапевтической коррекции. Но часто под гиперактивностью понимается просто неуемная энергия ребенка, которую ему некуда потратить. В результате появляется плохое поведение на уроке и испорченные отношения с учителями. Как следствие — нежелание учиться. Теоретически помочь такому ребенку просто: достаточно загрузить его спортивными занятиями, секциями и кружками.

Неумение работать самостоятельно

Бывает, что ученик не знает, как именно нужно учиться. Например, у него не получается заниматься самостоятельно, без руководства учителя. В классе ребенок следует указаниям, вполне вписываясь в школьное расписание, но дома оказывается в растерянности и тревоге. Он понимает, что ему следует продолжать учиться — делать домашнее задание. Но не умеет себя настроить. Все кажется сложным, непонятным и неприятным. Отсюда недалеко и до полного нежелания учиться.

Справиться с такой проблемой непросто, но вполне возможно: нужно постепенно приучать школьника к планированию своей работы и самоорганизации.

Хорошо помогает в таких случаях родительский пример: как можно чаще рассказывать ребёнку как выстаивается цепочка повседневных дел, как нужно чередовать уроки с неучебными делами и перерывами на отдых. Нужно объяснять ребёнку и то, что у каждого человека есть много дел, которые выполнять просто необходимо.

Полезно помогать маленькому школьнику приготовить то, что понадобится для выполнения задания, расспрашивать, что именно задано, и как он собирается это делать: такие вопросы помогают ученику настроиться на выполнение уроков и убрать тревожность.

Нет интереса к одному из школьных предметов

Часто у ребенка отсутствует интерес к какому-то одному предмету. Быть может учитель увлек многих одноклассников вашего ребенка, но не его самого. А быть может, интерес пропал потому, что по какой-то причине не сложились отношения между ним и ребенком. Или же не подходит принятая на этом уроке форма занятий.

Придется попытаться вызвать интерес к нелюбимому предмету самостоятельно. Сейчас существует множество учебных материалов, которые легко и занимательно рассказывают о предмете то, чего и не говорится в стандартных учебниках. Такие материалы окажут неоценимую помощь. Имеет смысл приобрести книгу-энциклопедию с красочными иллюстрациями. Можно посмотреть интересные познавательные фильмы, например, исторические, если школьнику неинтересны уроки истории. Может быть, его заинтересует охота на динозавров, восстание Спартака или война между Севером и Югом? Если у школьника отсутствует интерес к физике или химии, помочь и удивить смогут зрелищные опыты, похожие на фокусы. Родителям вполне по силам сделать так, чтобы ребенок увидел предмет, выйдя за рамки школьного учебника. Рассказывайте ему разные интересные факты и истории, заставляющие по-новому взглянуть на нелюбимые учебные предметы.

Плохие отношения с одноклассниками

Мы не всегда в курсе конфликтов, которые возникают у нашего ребенка в школе. Часто ученик не делится ими с родителями, опасаясь непродуманного вмешательства родителей, еще сильнее осложнивших ситуацию. Или он приучен стараться справляться сам и не хочет признаться, что ему нужна помощь.

А ведь конфликты и плохие отношения с одноклассниками очень сильно влияют на учебу, снижая к ней интерес. Не так-то просто и приятно учится под недоброжелательными взглядами. Могут ли родители помочь ребенку? Конечно, они могут научить его способам решать конфликты и налаживать общение, и это станет лучшим способом и вернуть интерес к учебе.

Как помочь ребенку, советы на каждый день:

  1. Парящий воздушный шарик. Не улетающий ввысь, от проблем, а парящий чуть выше их. Представить себя таким шариком — это упражнение для мамы и папы. Не стоит очень уж зацикливаться на школьных проблемах. Школа — это лишь часть жизни. Да, нужная и важная, но не единственная. Такую установку должна транслировать родители для своего ребенка. А не уныние и тревогу.
  2. Мы — одна команда. Родители и ребенок — вместе, а значит, преодолеют сложности и решат проблемы, какими бы неразрешимыми они ни казались. Мама и папа не должны противопоставлять себя и школьные уроки ребенку, а быть заодно с ним.
  3. А учиться можно и на прогулке, если ребенок не хочет учиться и сам вид учебников наводит на него тоску. Может быть пора взглянуть на учебу под другим углом зрения? Например, сделать уроки лежа на ковре или почитав учебник на скамейке в парке?
  4. Отдых — это перемена деятельности. Не стоит забывать о чередовании умственных и подвижных занятий.

Если ничего не помогает

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, возникающий у него протест может выразиться и в сопротивлении обучению. Причиной падения интереса к обучению может быть недостаточно гибкий преподаватель, который формально подходит к делу, действует слишком мягко или слишком авторитарно. Хорошим выходом может быть сменить школу или даже перейти на домашнее обучение.

Родителям порой бывает трудно принять, что их ребенок потерял интерес к учебе. Они пытаются заставить его учиться силой, вводя наказания. Обычно ни к чему хорошему это не приводит. Поможет только быть с ребенком в контакте, разговаривать с ним, понимать его.

Помните: в школе, в основном, учат интеллектуальным дисциплинам. Однако ребенок может чуждаться таких предметов, как математика, литература, химия, физика, история, биология и т.д. Возможно, в дальнейшей жизни он выберет не интеллектуальный, а ручной труд. Предоставьте ему возможность мастерить, лепить, ухаживать за животными, выращивать и выполнять любую другую работу, напрямую не связанную с классическим обучением в классе.

Один из самых сложных вопросов — для чего учиться? Зачастую родители своим собственным примером показывают, что то, чему они научились, никак им не помогло. Например, мама с папой прилежно учились, закончили институт, но в дальнейшем по специальности не работали, и вообще зарплата у них настолько маленькая, что учиться им явно не стоило. Разочарованные в учебе родители не смогут мотивировать ребенка! В этом случае, родителям будет очень трудно убедить ребенка, что учиться нужно. И тут важно, чтобы родители сами осознали, какую пользу им все-таки принесло обучение: они должны рассказать ребенку о пользе учебы, опираясь на свой собственный опыт.

Нота Бене

Неизвестно, успокоит ли родителей это, но многие известные личности даже в наше время имели большие проблемы со школой. Например, говорят, что Джонни Деппа отчислили из школы в 15 лет. Шарлиз Терон ушла из школы в 16 лет, так как мечтала стать балериной. Джим Керри вынужден был постоянно подрабатывать, так что, в конце концов, его выгнали из школы. Николь Кидман в юности, может, была не против поучиться, но у нее была больна раком мать, так что о школе пришлось забыть. А Квентина Тарантино якобы уговорила бросить школу мать, которая была убеждена, что ее чадо с IQ в 160 баллов — должно трудиться. Аль Пачино, как ни корпел над учебниками, не смог справиться со школьной программой. У Киану Ривза была дислексия, а Деми Мур предпочла с 16 лет ходить не по школьным коридорам, а по подиуму. Рассел Кроу бросил школу в 15 лет, а Джон Траволта и Роберт Де Ниро — в 16.

0
0
7532
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ