На прием к психологу приходит мама с сыном, которому 11 лет. Он довольно развитый физически мальчик, любит заниматься спортом. Врачи не находят у него отклонений умственного развития. Однако в школе он учится плохо. Вместе с мамой он вслух читает параграфы из учебника по несколько часов в день, однако ответить на вопросы по содержанию не может, смысл прочитанного не понимает.
В данном конкретном случае было установлено, что у ребенка — функциональная неграмотность.
Под функциональной неграмотностью принято понимать неспособность ребёнка или даже взрослого использовать чтение или письмо в социальном контексте. Функционально неграмотный человек, умея читать и писать, не может применить свои умения на практике. Например, он не может прочитать, понять и воспользоваться инструкцией по пользованию бытовой техникой, не может заполнить квитанцию или другой подобный документ, не способен написать заявление с просьбой.
После ряда проведённых исследований оказалось, что функционально неграмотных людей — несколько десятков процентов, по некоторым исследованиям — до 50%.
«Слишком много букофф»?
Функционально неграмотный человек при чтении узнаёт слова, но не может найти ни художественного смысла, ни утилитарной пользы в том тексте, что он прочитал. Читать такие люди не любят категорически. Некоторые исследователи, имеющие медицинское образование, полагают, что функциональная неграмотность свидетельствует о более серьёзных нарушениях механизмов внимания и памяти, чем те, что имеются при обычной общей неграмотности.
Сегодня термин «функциональная неграмотность» стал трактоваться намного шире. Под ним чаще понимают степень неподготовленности человека к выполнению социальных функций.
Проявляется неподготовленность не только и не столько недостаточным пониманием прочитанного. Здесь и несформированность речевых умений: смысл при восприятии чужих слов или утрачивается, или искажается. Свои собственные мысли тоже не могут быть выражены чётко. Здесь и неспособность воспринять и соответственно применить на практике правила личной безопасности (человек не понимает инструкцию к электроприбору, его может ударить током). К функциональной неграмотности относится и неумение справиться с информационными потоками, недостаточную компьютерную грамотность.
Насколько серьёзна ситуация?
Масштабное исследование, касающееся функциональной неграмотности школьников России 8-9 классов, проводилось в 2003 году, и результаты были весьма печальными. Достаточными для преодоления своеобразного порога навыками чтения владели лишь чуть более трети школьников. Из них только около 25% могли выполнить задания среднего уровня сложности, такие как устное и письменное обобщение информации, расположенной в разных местах текста.
Сформулировать выводы на основе текста и предложить свои гипотезы оказалось способно лишь 2% из принявших участие в исследовании. Россия — не исключение: примерно такая же статистика у школьников Италии, Финляндии, Англии, США.
Конечно, в общем случае, уровень функциональной неграмотности варьируется в разных культурах и странах. Связано это с тем, что в более развитом обществе требуются и более продвинутые навыки. Так, уровень чтения и понимания текста, достаточный для сельской местности развивающейся страны, может быть оценен как функциональная неграмотность в технологически развитом мегаполисе.
Основные признаки функциональной неграмотности школьника:
- налицо явная нелюбовь к чтению;
- избегание интеллектуальных задач любого рода, отсутствие мотивации к их решению;
- обращение с просьбами объяснить текст или способ решения задачи к другим людям;
- неумение следовать простым инструкциям;
- попытки чтения вызывают физические трудности в виде головной боли, боли в глазах, усталости;
- намного легче понимают материал на слух, чем после самостоятельного чтения текста;
- во время чтения дети часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.
Причины функциональной неграмотности
Одно из наиболее популярных объяснений — резкое возрастание информационных потоков. Научных доказательств этому нет, но увеличение числа функционально неграмотных детей действительно совпало с развитием телевидения. Существует ряд исследований, в которых доказывается, что дети раннего возраста (1-3 года), проводящие перед экраном телевизора несколько часов каждый день, утрачивали часть познавательных навыков.
Однако причина этого может быть просто в том, что ребёнком, который несколько часов в день сидит перед телевизором, просто никто не занимается?
Чётких доказательств «вины» телевидения и интернета в эпидемии функциональной неграмотности не представлено. Но в любом случае, они отнимают у ребёнка время, которое могло бы быть потрачено на то, чтобы учиться читать, писать, и вообще – заниматься учёбой.
Нельзя не признать, что функциональная неграмотность и дислексия были впервые описаны ещё в XIX веке, задолго до развития информационных технологий. Тогда это пытались объяснить наследственностью и генетикой. Сегодня генетический фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Можно ли бороться?
Отмечают, функциональная неграмотность — это не проблема педагогической науки, а последствия некорректного обучения в начальных классах школы. И устранять проблему следует именно там и именно в 6-8 лет. Для устранения функциональной неграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется — включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Методики известны, овладение ими доступно любому современному педагогу.
Функциональное чтение называется основным средством борьбы с функциональной неграмотностью. Это чтение для поиска данных, чтобы решить заранее сформулированную задачу. Так, при функциональном чтении применяют приёмы просмотрового чтения (они называются также приёмы сканирования) и аналитического чтения. Аналитическое чтение — это подбор цитат, разработка схем и диаграмм, выделение ключевых моментов в тексте.
Чтобы помочь ребенку справиться с текстом:
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit
- Тренируйте его память.
- Учите его расширять периферическое зрение: он должен видеть не одну строчку, а много.
- Попросите его не проговаривать текст.
- Покажите ему, что есть разные виды чтения — ознакомительное, обучающее, просмотровое.
- Учите его делить текст на части, составлять план, схему содержания.
- Освойте с ним перевод информации из формы таблицы в текстовую
- форму и наоборот.
- Учите его искать в тексте ответы на конкретные вопросы.
Для того чтобы не допустить, а тем более преодолеть функциональную неграмотность, нужно много работать. Ребёнок, который не научился понимать прочитанное к 10-летнему возрасту, уже может считаться функционально неграмотным, и наверстать и преодолеть это в старшем возрасте будет сложнее.
Критика теории: ищите тексты проще!
Некоторые ученые считают термин «функциональная неграмотность» странным и антинаучным. Их аргументы примерно такие:
- Ведь давно доказано, что в обучении есть аудиалы (люди, которые лучше воспринимают на слух), визуалы (те, которым нужно посмотреть, чтобы что-то освоить) и кинестетики (те, которым нужно что-то потрогать, чтобы познать). Таким образом, чтение — вовсе не единственный способ усвоения знаний: не обязательно что-то прочесть, чтобы узнать новое — можно это «что-то» потрогать или послушать про это лекцию. Получается, что человек, который не умеет понимать прочитанную информацию, но хорошо воспринимает ее на слух — это как «левша» в современном мире «правшей»: такого человека нельзя считать неполноценным, он просто «другой».
Однако нужно понимать, что в современном мире очень много информации именно в текстовом виде, так что читать и понимать прочитанное придется. Грубо говоря, если вы купили компьютерную программу, то никто не будет вам про нее читать лекцию: способ работы с ней придется осваивать по текстам.
- 2. Кроме того, ученые возражают тому тезису, что будто бы есть принципиально непонимающие тексты люди. Они считают, что если человек не понял текста, то он просто слишком сложен для него — и надо не бежать к врачу за диагнозом «функциональная неграмотность», а просто поискать текст попроще.
3. Иногда говорят, что за функциональной безграмотностью стоит отсутствие мотивации: если читать не очень нужно, то и стараться не хочется.
4. Считается также, что плохо понятый текст — это свидетельство того, что он человеку неинтересен. Так, например, сварщику металлоконструкций может быть совершенно непонятен и неинтересен текст про искусство эпохи Возрождения. Значит, нужно выбирать тексты из интересной для человека области.