«Хочу айфон!»
Это сообщение автоматически закроется через сек.

В странное время мы живем. Почти любой трехлетка способен быстро разобраться с тем, что интересного можно найти на планшете. При этом его бабушка может всячески избегать этих новомодных штучек и быть нежно привязана к кнопочному телефону, на котором ей трудно освоить даже отправку смс-сообщений. Современные дети осваивают интернет-пространство значительно активнее, смелее и вовлечённее, чем старшее поколение.

Пространство вокруг становится активно виртуальным. И в будущем детям придется этому соответствовать. Как минимум, поэтому я не считаю, что гаджеты — однозначно зло. Эта наша реальность, хотим мы этого или нет. Наших детей важнее все же адаптировать к этой реальности, чем уберегать их от того нового, что стремительно входит в нашу жизнь.

Если ваша семья может себе позволить пользоваться дорогими гаджетами, они есть у взрослых, вы цените их функциональность, они удовлетворяют вас эстетически, вы осознаете, зачем вам и вашим детям эти продукты, то, конечно, почему бы и не купить своему ребенку айфон.

Айфон (или любой другой продвинутый и дорогой гаджет) — это удобство, статус и возможности. Одновременно это и расходы, вложения и родительские переживания.

Чего обычно боятся родители?

«Вещь дорогая, а он его сразу потеряет, сломает, не уследит за ним».

Дети есть дети, если вы понимаете, что ваш ребенок еще мал, рассеян, плохо контролирует себя и часто все теряет, не покупайте ему дорогие гаджеты. Ваше расстройство и его последствия будут для всех тяжелее, чем ваш отказ купить то, что он просит. Купите, в таком случае, ему такой гаджет, который вы можете себе позволить, или приобретите подержанный телефон. Не все дети могут быстро научиться так сфокусировано думать о том, чтобы все их вещи оставались в целостности. Не рискуйте без необходимости. С возрастом дети все лучше начинают следить за своими вещами и беречь их, потому что все больше начинают понимать, что такое «личное», «мое».

«Он непременно начнет все время на нем играть, сидеть в сетях, интернете и будет плохо учиться».

Дети плохо учатся не из-за айфонов, а когда в школе их не смогли заинтересовать, в хорошей школе дети любят учиться, и никакие гаджеты им не мешают, наоборот, хорошая школа использует технологии, а не сражается с ними. Дети плохо учатся, когда у них не сформировалась учебная мотивация, например, потому что родитель «заполонил» все пространство своей мотивацией. То есть родитель хочет больше, чтобы ребенок учился, и больше участвует в этом процессе своей вовлеченностью, чем сам ребенок. Возвращайте ребенку его дело — учиться, вы свое среднее образование уже получили. Поддерживайте его тягу к знаниям, учитесь сами, но не в его школе. Нет ничего более мотивирующего, чем развивающая среда дома. Если вы найдете в себе силы почаще отвлекаться от телевизора и своих социальных сетей и будете читать, обсуждать то, что вы узнаете из книг, на каких-то своих курсах, занятиях или из общения с интересными людьми, то и детям будет интересно учиться. А так... дети будут брать с вас пример или сопротивляться вашему желанию впихнуть в них школьную программу.

«Он не сможет себя контролировать, и у него разовьется игровая зависимость».

Игровая зависимость развивается не от наличия гаджетов, а от эмоциональных проблем в семье, от несформированного самоконтроля. Если вы много контролировали своего ребенка, то он привык опираться на ваш внешний контроль. Выработка собственного контроля в школьном возрасте — дело не быстрое. Научить ребенка самоконтролю, если уж он не был сформирован естественно, непросто, особенно для тревожного родителя, которому нужно теперь учиться доверять своему ребенку, ставить ему другие, более широкие границы, и обсуждать, когда у него не получается выполнять договоренности. К тому же, давайте будем честны — нам трудно делать жизнь ребенка насыщенной и интересной. Наши дети уже не гуляют во дворах, как раньше, где легко организовывалась совсем не виртуальная игра, которая так была важна для его социализации и эмоционального развития. Нам легче дать ему айпод или включить телевизор, чем увлечь и чем-то заняться вместе. Если у вашего ребенка будет увлекательная жизнь, ему не нужна будет в такой степени виртуальная реальность. А значит и зависимости никакой не сформируется. Реальная жизнь значительно интересней.

«Если купить ему дорогой айфон, он будет и дальше требовать для себя дорогих подарков, не ценить родительских вложений и избалуется».

Дети прекрасно чувствуют ценность подарка. Если ребенок примерно понимает ваше финансовое состояние, чувствует, что вы на самом деле очень хотели его порадовать, то, конечно, он оценит ваш, прежде всего, эмоциональный вклад. Но опять же будем честны: некоторые родители или не могут, или не хотят, а может, не считают нужным вкладываться в ребенка эмоционально, проводить с ним время, вовлечено и уважительно беседовать. Сами родители при этом могут быть все время на работе, заняты своими делами, в этом случае где-то в глубине души ребенок будет понимать, что дорогой гаджет — попытка откупиться. Ребенок может, конечно, ждать потом и других дорогих подарков, но только если приучится к тому, что от него откупаются.

«Если купить ему дорогой гаджет, то другие члены семьи будут лишены чего-то важного, пожертвуют своими потребностями и нуждами».

Вот этого, на мой взгляд, делать не стоит. Айфон — точно не предмет первой необходимости. Когда-то дети вполне обходились вообще без личных телефонов. Сейчас, конечно, другое время и прежде всего нам, родителям, важно, чтобы ребенок был на связи. Но иметь для этого супер продвинутый гаджет совсем не обязательно, тем более если вы не можете себе его позволить. Если вы все же сделаете это, ребенок может ощущать себя виноватым за то, что вы решили чем-то серьезно пожертвовать, и подарок не доставит ему много радости, а вызовет серьезное напряжение. К тому же, если другие члены семьи, в частности, братья или сестры, будут чего-то при этом лишены, это может вызвать сиблинговую зависть, ревность, конкуренцию. Мы, конечно, хотим радовать наших детей, но не любой ценой. Дети чувствительны к тому, какой ценой достался подарок, и столкновение с виной и жертвенностью совсем не нужны ему в дополнение к айфону.

«Если не купить ему айфон, то он будет ощущать себя хуже всех, над ним будут смеяться другие дети, ребенок будет переживать».

Конечно, будет. Но вы можете быть теми людьми, которые разделят его переживания, и скажут, что крутость не измеряется тем, что могут купить тебе родители, потому что на самом деле не ты заработал эти деньги. Круто не иметь, круто быть. Быть кем-то. И если ты что-то из себя представляешь, ты всегда заработаешь себе на все, что посчитаешь нужным. Вместе с ребенком вы можете обсудить то, чем он по вашему общему мнению крут и прекрасен. Можно посочувствовать ему в том, что, конечно, бывает так, когда ты не можешь получить всего, чего хочешь. Но на то и есть мечты. Можно продолжать хотеть и мечтать, и если твоя мечта важна, она непременно исполнится.

Ирина Млодик, гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, детский психолог, писатель

0
0
105
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ