Что делать, если ваш ребенок раздражает педагога
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Что делать, если ваш ребенок раздражает педагога

Воспитатель, преподаватель невзлюбил вашего ребенка? Возможно, у него просто «аллергия» на таких детей, как ваш. Как быть?

Что не так?

Конечно, оговоримся, педагог — профессионал и не должен показывать свое субъективное мнение ребенку, но если вы чувствуете, что в садике или школе сыну или дочери некомфортно, то стоит разобраться.

Педагогу может не нравиться, например:

  • скорость физического действия ребенка (вялый, медленно ходит или наоборот — все время бегает и пр.);
  • скорость психического реагирования ребенка (не реагирует на замечания, медленно соображает или наоборот, предваряет все действия вопросами, «выпаливает» все ответы раньше всех и пр.);
  • интеллектуальные особенности (мало знает или слишком много знает по отдельным предметам);
  • особенности внешности (прическа, цвет кожи, овал лица и пр.);
  • стиль в одежде (слишком развязный или слишком строгий, или слишком инфантильный и пр.);
  • особенности речи (шепелявит, картавит и пр.);
  • и множество других особенностей.

При этом преподаватель может и не понимать, что конкретно не так: в этом состоит особенность его «аллергии». На деле «нелюбовь» может выражаться в том, что ребенок выступает последним, получает необоснованные замечания, недополучает учебники, пособия, книги, сидит на неудобных местах, находится на последнем месте и т. д.

Ребенок может понимать, что его невзлюбили, а может и не понимать: ему просто плохо и все. Если ребенок все осознает, то важно это с ним обсудить и во всем разобраться. Не стоит сразу принимать жалобы ребенка как истину, ведь он может и ошибиться. Вы должны продемонстрировать готовность его выслушать и понять, но если вы сразу начнете размахивать кулаками и грозить учителю небесной карой, то ребенок будет использовать это в дальнейшем, и у него может возникнуть ощущение, что все в мире его обижают.

Возможные трактовки

Если объяснять психологическую «аллергию» с точки зрения психоанализа, то можно попытаться использовать термин «перенос». Перенос — это когда человек думает про одного индивида, а в это время «присваивает» ему образ совсем другого. Например, преподавательница может смотреть на вашего мальчика и злиться на него лишь потому, что он похож на мальчика, который ее обижал в детстве. Трактовка спорная, но имеет право на существование.

По трансакционному анализу Эрика Берна, эта «аллергия» является отыгрыванием какого-то жизненного сценария учителя. Вот у учителя есть сценарий: обижаться на человека, который ей нравится, чтобы привлечь его внимание. Значит, будет обижаться на вашего ребенка.

С точки зрения поведенческой терапии, такая «аллергия» — это неумение выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации. Ну, например, не научился учитель (воспитатель) обращаться с людьми, которые слабо мотивированы. В этом случае — будет злиться.

С позиции педагогики преподавательская «аллергия» — неумение разобраться в ребенке и дать ему адекватные знания, создать комфортную обстановку для обучения и отдыха. Например, педагог не научился ладить с детьми, которые слишком медлительные.

Разбираться с причинами можно долго и скрупулёзно, но задача родителя — действовать.

Что делать?

Радикальный вариант — перевод в другой детский сад или школу. Эффективно, но нужно понимать: в следующем учебном заведении ситуация может повториться, если вы каждый раз решаете проблему методом избегания.

Попробуем все же решить вопрос на месте. Посмотрим на преподавателя не как на исчадие ада, а как на обычного человека с ворохом личных проблем, которые часто мешают адекватно воспринимать детей. Вспомним, что преподаватели тоже люди и могут ошибаться. Поэтому к преподавателю (воспитателю) относимся изначально вежливо.

Затевать беседу по телефону — плохой вариант, лучше нанести личный визит и постараться сразу наладить психологический контакт. Как это сделать? Выскажите комплимент относительно оформления кабинета. Улыбнитесь. Всем своим видом покажите, что вы уважаете профессионализм преподавателя. Не надо врать: поищите то, что вам действительно нравится в работе учебного заведения, и выскажите это.

Попросите у преподавателя совета, помощи. Расскажите о симптомах: ребенок не очень весел, расстроен, хандрит и пр. Задавайте побольше вопросов: «Что не так? Почему он не справляется?», «Вчера пришел заплаканный. Над чем нам нужно поработать?».

Если есть конкретные примеры игнорирования вашего ребенка, скажите о них вопросительном ключе и не забудьте похвалить преподавателя. Например, ваш ребенок жалуется, что его всегда ставят последним в парах. Задайте, к примеру, вопрос: «Есть ли возможность иногда чередовать тех, кто последний, в парах?». Ваш ребенок жалуется, что ему достается все самое плохое: «Моему ребенку не очень удобно в такой-то кровати? Есть ли возможность предоставить другую?».

Можете предлагать какие-то свои варианты решения в вопросительной форме: «Вчера мой ребенок пришел расстроенный. Он говорит, что ему не досталась книжка, которую дали всем. Может, купить книжку, а вы ему вручите, как будто она от детсада? Или есть какой-то другой вариант?».

Иногда помогает отправить на встречу с преподавателем другого члена семьи, которому лучше удастся найти способы взаимодействия. К примеру, мама не может найти общий язык с воспитателем, а у папы, бабушки или дедушки это получается.

Помните: «аллергия» может быть не на ребенка, а на вас, именно на ваше поведение среагировала учительница, а отдуваться приходится ребенку.

Что вы услышите в ответ?

Зачастую преподаватели отрицают свою вину и необъективность. Вы услышите, что условия у всех одинаковые, все дети получили поровну заботы, внимания, материальных благ, что все дети чего-нибудь и когда-нибудь недополучают — и в этом ничего страшного и прочее. Но даже если преподаватель отрицал проблему, на деле он непременно задумается. И, возможно, претензии к вашему ребенку прекратятся.

Что еще можно сделать?

Иногда для улучшения контакта с преподавателем очень помогает участие родителей в детсадовской/школьной жизни. Вы можете спросить у преподавателя, какая помощь ему нужна. Это сблизит вас с педагогом. Речь не идет о материальных подношениях.

Возможно, подойдут такие варианты: помощь в уборке класса, дежурство в помещении, помощь в изготовлении пособий, починка мебели, помощь в организации досуга группы/класса и прочее.

Важно помнить: все это вы делаете не для педагога, а для ребенка! Ведь вся эта помощь — улучшение образовательного пространства, в котором пребывает ребенок.

Эффекта нет?

Если ничего не получилось — действуем дальше. Попробуйте поговорить с другими родителями. Хорошо бы аккуратно разведать, нет ли у преподавателя «аллергии» и на других учеников. Если есть — это не просто ваше субъективное мнение и надо бы объединяться.

Но тут важно не начинать войну, а помочь разобраться с проблемой. Учитель (воспитатель) — пока что вам не враг. Возможно, заблуждаетесь вы, возможно — он.

Если договориться не получилось и жалобы повторяются или усиливаются — пытаемся прорваться к начальству. Руководителю педагога стоит рассказать о всех плюсах заведения и плюсах конкретного преподавателя, а потом обратиться с советом, как быть в такой ситуации. Например: «Мне очень нравится ваш детский сад. Отличная атмосфера, все аккуратно, чисто, красиво. Но ребенок приходит в слезах. Мне непонятно почему: ведь воспитатель — замечательная. Я с ней уже говорила. Она дала много дельных советов, которым мы пытаемся следовать. Но ребенок продолжает жаловаться на то, что... И я просто не знаю, что делать... Нам бы очень хотелось остаться у вас».

Начальство в учебных заведениях на встрече с родителем ведет себя по-разному. Но шанс остаться услышанным всегда есть. И если повод для жалоб реальный — директор попытается разобраться и вас попробует защитить.

А что делать с преподавателями, чтобы у них не было необоснованных нареканий относительно детей? Психологическая «аллергия» — это симптом усталости, «выгорания», психологической деформации. Тут может помогать участие в группах поддержки. Обсуждая с коллегами какие-то проблемы, преподаватель становится более осознанным в отношении своих учеников и лучше видит свои просчеты.

Включаем объективность

Возможно, проанализировав ситуацию, вы поймете, что ваш ребенок тоже не идеален, и произошедшее — сигнал что-то делать.

Что может выясниться:

  1. Ребенок очень ранимый. В этом случае ему нужны психологические тренинги, которые поднимут самооценку ребенку.

  2. Ребенок показывает низкие интеллектуальные результаты. Необходимо заниматься его развитием, добавить в расписание кружки, книги.

  3. У ребенка проблемы с поведением. Можно отвести на соответствующие личностные тренинги, спортивные секции, где ребенок раскрепостится, приучится к командной работе.

Все суета

Еще один способ отреагировать на «аллергию» — принять имеющееся как данность. Ребенку нужно показывать, что вы любите и уважаете его, что-то предпринимаете. Неприятие вас и его — это тоже часть вашей жизни. Вы можете защищаться тем или иным образом, но не всегда сможете мгновенно все изменить. Какое-то время нужно научиться побыть с тем, что вас или его кто-то не любит.

Текст: Родион Чепалов, психолог

0
0
2431
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ