Алкоголизм как побочное явление изоляции
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Алкоголизм как побочное явление изоляции

«Меня зовут Вероника, мне 29 лет. Если вы зайдете в мой блог, то увидите симпатичную блондинку — из тех, кто читает «Космо», но не признается в этом: у меня ухоженное лицо, выразительный, но аккуратный мейкап, стильная и дорогая сумка, интересный маникюр. Я люблю путешествовать, хожу в йога-клуб, медитирую… А еще я алкоголик».

Это раньше свой личный «алкоголик дядя Вася» был в каждом дворе — он спивался, «зимой и летом одним цветом», сидя на скамейке у парадной. Теперь все не так: чтобы быть алкоголиком, необязательно сидеть у парадной и стрелять на опохмел, необязательно быть дядей Васей: алкоголизм захватывает в свои цепкие лапы вполне успешных, состоявшихся, перспективных мужчин и женщин. Захватывает быстро.

Я работала экскурсоводом на причале на Адмиралтейской набережной. Косые апрельские дожди сменялись майским снегом. Снег таял, но приходил циклон, в Неве повышался уровень воды, туристы жаждали снега (простите, хлеба!) и зрелищ. Июнь и июль пролетали незаметно, зато октябрь тормозил на каждом повороте. Я делала глоток коньяка, внутри утверждалось тепло, голос становился глубже и выразительней, а настроение — лучше и мягче. Я думала, это мое ноу-хау. Заканчивался день, и финальная рюмка коньяка помогала мне уснуть, выключив в голове изобилие эмоций, картинок, бортовую качку.


Наш опрос

Редакция провела опрос среди форумчанок Littleone, и выяснилось, что большинство опрошенных понимают, о чем идет речь, когда возникает вопрос «Ты не за рулем?»: 44% ответили «пью раз в неделю, чаще по пятницам, бокал вина или кружку пива», 7% сказали «пью несколько раз в неделю. И да, я знаю, что такое похмелье», и 5% — «пью почти каждый день». Впрочем, есть утешительные новости: не пьет около четверти опрошенных — 22% ответили «не пью практически совсем. Форсмажорная рюмка водки раз в год не считается», и принципиальные 2% потребовали добавить в опрос пункт «никогда не пью». Зато пятая часть респондентов — активно празднующие, примыкающие то к одному, то к другому лагерю с вариантом «пью по праздникам — могу 3 раза в месяц, могу раз в полгода».


Западня

С тех пор, как родился сын, я не работаю экскурсоводом. И не пью. Почти не пью. Покупала в минувшую пятницу пивной набор «Лосось слабой соли», и продавщица спросила: «А пиво-то будете брать?». «Мммм, нет», — поколебавшись, ответила я и ощутила, что перешагнула через очередную западню, которых на пути современного человека множество. Открываешь почтовый ящик, а там реклама то ли каминов, то ли ковров — двое у камина на ковре пьют шампанское. Реклама праздничных зимних программ неизменно начинается с красивых пузырьков шампанского, переключаешь канал, и в сериале партнёры по бизнесу покупают коньяк и лимон, желая отметить подписанный контракт, а еще отовсюду с нами заигрывает «европейское пьянство» — бокал вина за ужином, мол, что может быть лучше?

Что французу хорошо, то русскому — сами знаете что. Сначала идешь на поводу уловок — «Один бокальчик не страшно», «Я так устала, надо взять бутылку вина», «Сейчас доделаю домашку с ребенком и выпью коньячку», «Я же не водку пью». А потом… Впрочем, до «потом» лучше не доводить. Помните Марка Твена, «Принца и нищего»? «Красивая девушка, хороших правил и примерного поведения: никто не видал ее пьяной больше четырех раз в неделю».

Исповедь алкоголика

Вероника: «Я первый раз рассказываю про свою зависимость искренне и правдиво — своей историей я решила поделиться хотя бы потому, что быть откровенной с самой собой в таком вопросе очень ценно: обозначение проблемы — путь к выздоровлению.

Впервые алкоголь я попробовала в 14 лет, и это была водка. Где-то в 19 лет у меня появилась привычка: я начинала пить в пятницу и продолжала на выходных, не понимая, как можно расслабиться по-другому.

Года в 24 я пила, когда захочется. Хотелось все чаще: то выпить пивка за ужином, то бокальчик вина в момент приготовления пищи, то в кафе с подругой шампанского, то на выходных под хороший фильм. В какой-то момент я сознала — у меня есть проблема, но решение в голову не приходило. Зато приходили фразы: «Всё, больше не буду пить» или «Не буду пить до следующего месяца / до 8 Марта / до лета», или «Ну ладно, буду пить только в выходные, на неделе ни-ни». И, конечно, это не работало: уже через пару дней без алкоголя появлялись мысли: «А что такого выпить пивка за ужином? Ерунда же!». Вместо того чтобы нажать на тормоз, я «запивала» эти мысли бокалом красного.

На каком-то этапе поняла — алкоголизм. Нужен нарколог. Но, как любой человек с зависимостью, кидала себе фразы-отмазы: «Я же не конченый алкоголик, бросить в любой момент можно». Можно, но у меня что-то не бросалось.

В 27 лет я поняла — пора бить в колокола: вечер без бокальчика скучен. Всё чаще успокаивала себя, что я культурно пью дома. И пью хороший алкоголь, а не технический спирт. К тому же, я не напиваюсь до поросячьего визга: всего бокал! Ну, два! Ну, три! Но что такого-то?

В моей жизни всегда было много спорта. И в моменты, когда мозг был трезв, меня одолевали мысли: как же здоровье, как будущий ребенок, что будет с моей красотой?

Начала думать: «Вот забеременею и сразу брошу пить, а потом рожу и пить вообще не захочется». А потом меня пронзила мысль: «А если не брошу? Если беременность меня не остановит, и я буду выпивать, будучи беременной?».

У меня начались истерики, но сильных и кардинальных изменений это не вызвало: встречи с подругами, праздники и просто «надо расслабиться» проходили в компании бокала на тонкой ножке.

Мне было страшно. Страшно посчитать, сколько денег уходило на моё «культурное пьянство», страшно обратиться за помощью — я ведь женщина, а еще было страшно стыдно.

Сейчас мне 29, и алкоголь в моей жизни есть. Бокальчик вина (ладно, если по-честному, не один бокальчик) в пятницу. Но я уже не пью при каждом удобном случае, не пью за готовкой, не пью в кафе и отказываюсь от алкоголя на работе.

Я хочу вообще отказаться от алкоголя, поставив точку со словами «моё уже выпито». Хочу, стремлюсь, прохожу мимо витрин с пивом, целенаправленно бегу мимо алкомаркетов. Вырабатываю новые привычки и жду, когда новый образ жизни победит. Я не обвиняю генетику (хоть у меня в роду и есть алкоголики-мужчины), не изучаю причин и следствий, я просто работаю над собой.

К счастью для меня, мой мужчина не пьёт вообще, так что у меня нет соблазнов провести семейный вечер под пивко, зато есть пример, куда двигаться».

Лада: «Мне 25 лет. Я красивая молодая женщина с милым лицом и роскошной фигурой, где грудь и бедра решают все. Когда я смотрю на свои фотографии, я не верю им — я видела себя наутро в период запоев и знаю, какой я могу быть. И я сделаю все, чтобы мои будущие дети не увидели это мое лицо. 5 лет я живу в чужой для себя стране, вдали от родителей и всей семьи. Нет, сейчас я не пью совсем — уже пару лет. Но при этом я шарахаюсь от витрин с алкоголем и регулярно, как на занятия пилатесом, хожу на собрания анонимных алкоголиков. И к психотерапевту — на индивидуальную терапию. Когда я сижу в компании других анонимных алкоголиков — молодых, красивых, внешне успешных — то понимаю, как хрупко в мире равновесие между «пить» и «не пить», между «быть свободным» и «быть зависимым».

Я знаю, что я человек, склонный к зависимости — и тут дело не только в алкоголе.

Причин моего алкоголизма и зависимостей много, и они все непростые: тяжелые отношения с родителями, подростковые травмы. Но когда раз в год я решаю, что выздоровела и могу перестать ходить на встречи (и перестаю это делать!), то недели через две у меня уходит почва из-под ног, и я понимаю — надо бежать, пока не случилось что-то страшное. И чтобы не впасть в алкогольную зависимость, я начинаю экстренно «заедать» свои проблемы и ощущения. И впадаю в гастрономическую зависимость».

Форумчанка (анонимно), мама 10-летнего мальчика: «Я каждый день пью пиво. Максимум 10 банок — это 5 литров. Все дело в метаболизме и частоте закидывания за воротник. Я банку пива пью примерно час, она переваривается у меня быстрее, чем организм успевает опьянеть. Я пью не ради эйфории, мне нравится вкус напитка: холодный, горький, газированный. В таких количествах могу еще сок томатный пить с солью и перцем, очень нравится».

Анна: «Мне 38, моему сыну 17. Мы с мужем думаем про нового малыша. У меня собственный небольшой бизнес в сфере интеллектуальных услуг. Я употребляю алкоголь (вино, шампанское, пиво) минимум два раза в неделю. Летом практически каждый день.

Мои подруги — молодые успешные женщины с детьми разного возраста. Когда мы встречаемся, каждый приносит по бутылке вина. Если мы дома, мы заказываем суши, покупаем вкусные сыры и пьем вино или проссеко. Встречи с подругами в ресторанах однозначно предполагают минимум бутылку вина. Летом на даче ни один вечер не проходит без бокала вина.

Но у меня свои внутренние «правила» про алкоголь и сигареты. Я не пью и не курю раньше 17:00. Я не буду курить в кабинке для курения и пить дешевое вино. В будние дни я — за рулем, и не выберу выпить бокал вина и оставить машину. Мне нравится пить из красивых винных бокалов. Я не буду пить вино из стакана, разве что из пластикового — на пляже с мужем под луной. Кстати, для таких случаев мне недавно подарили специальную сумочку для льда и бутылочки вина.

Последнее время я стала немного пугаться количества алкоголя в моей жизни. У меня плохой анамнез (мои дедушка и дядя были алкоголиками, а у брата были проблемы с наркотиками), но мне хочется думать, что я управляю этим процессом. Может, я обманываю себя, но я точно не готова сказать, что алкоголь управляет моей жизнью, хотя и согласна — стоит разобраться, что это для меня».

Комментирует Татьяна Семёркина, медицинский психолог амбулаторного наркологического отделения:

«Забудьте про стереотипы — алкоголиком может стать опустившийся человек, неудачник, человек, переживший трагедию. Они остались в 20 веке: когда человек, вернувшийся с войны без ноги, пил о том, что не вернуть, и о тех, кого не вернуть. Сегодня алкоголиком может стать любой или любая — как человек неблагополучный, так и вполне успешный, достаточно образа жизни, предполагающего алкоголь, и характера, в котором есть тенденция к зависимостям.

Кто находится в группе риска? Люди мнительные, склонные к переживаниям, тревожности, депрессиям. Те, у кого есть наследственная предрасположенность (генетика — вовсе не обязательное условие алкогольной зависимости, но точно фактор риска!). Те, в чьем окружении алкоголь считается нормой жизни. Те, кто ведет образ жизни, предполагающий присутствие в нём алкоголя: от рабочих сцены до ведущих пафосных мероприятий, от грузчиков до директоров корпораций, запивающих большие контракты. И женщины! Учеными доказано, что женщины в 4-5 раз быстрее заболевают алкоголизмом, чем мужчины. Во всем виноват фермент, который хуже, чем у мужчин, расщепляет алкоголь. Там, где мужчина будет скатываться в пропасть пятилетку, женщине хватит года, и это страшно!

Сейчас в нашей стране эпидемия алкоголизма среди женщин, у которых в жизни все, казалось бы, хорошо: преуспевающий муж, квартира или дом, машина, фитнес, шопинг… Но муж очередной раз задерживается на работе (на работе ли?), самореализации отчего-то места не нашлось, вечер внезапно сменяет ночь, бокал вина превращается в бутылку. И вскоре нерадостный диагноз: алкогольная зависимость.

Я могу привести пример, который многих сейчас выведет из зоны комфорта: наступает пятница, а у вас в руке бокал пива. Следующий бокал вы нальете через неделю. А еще один — еще через неделю. В месяце четыре пятницы, и… четыре бокала пива в месяц — это сформированное стереотипное поведение, путь к алкоголизму, особенно, если у вас есть опасная наследственность.

Есть ли способ вылечиться от алкоголизма? Есть, но он не быстрый, а потому постарайтесь не доводить ситуацию до медицинского диагноза. Ни для кого не секрет, что наркологи выводят человека из запоя капельницами несколько часов, а потом за несколько дней снимают абстинентный синдром. И остается основная работа — с головой, с психикой.

Очень эффективна при алкоголизме групповая терапия по методу «Анонимных алкоголиков», индивидуальная работа с психологом. Правда, она может занимать годы — таблеток от алкоголизма все еще не изобрели. Но в любом случае это лучше, чем стоять под магазином в одних тапочках, ожидая открытия и спасительного глотка, правда?».

А может не все так однозначно?

«Сияние разума»: «А мне нравится вкус вина. Вкус шоколада мне вот тоже нравится или вкус кока-колы. И легкое состояние опьянения нравится (как и состояние сытости). Каждый день я не пью, конечно, скорее под настроение. Шоколад-то я тоже не каждый день есть хочу. Мне кажется, у нас, у русских, есть какой-то страх перед алкоголем, страх спиться, поэтому удивление / ужас / недовольство вызывает, если кто-то ежедневно / часто выпивает бокал-другой вина за ужином или 100 грамм виски. А если подумать, ну пьет человек 20 лет подряд вино за ужином. Не напивается, дозу не увеличивает, утром похмельем не страдает, ничего у него не болит — чем это плохо?».

Ксения: «В алкогольный, точнее винный, бизнес я пришла 3 года назад, когда о кризисе еще только начинали ходить слухи. Число успешных людей было велико, люди искали развлечений, новых эмоций, определенной эстетики. Тогда начинали появляться винные бары, росло количество алкогольных бутиков. Производители алкоголя заполонили город винными вечеринками, активно развивали культуру пития вина. Действительно, вино — это интересно, хорошее вино — для эстетов, для тех, кто разбирается. В начале своего опыта я ориентировалась в выборе ассортимента больше на мужчин, но очень быстро поняла, что основной мой клиент — женщины. Молодые, красивые, ухоженные. В основном работающие. К моему удивлению, те, кому с утра не нужно на работу, реже пьют по вечерам. Я делаю вывод о том, что позитивных эмоций у этих женщин больше, в то время как работающие женщины постоянно в стрессе и ищут возможности расслабиться любым способом.

Тенденция для меня очевидная: все больше самостоятельных успешных женщин прибегают к алкоголю. Клиентки делятся: начался учебный год у детей, бесконечные уроки, кружки, репетиторы — без бокала вечером не выдержать; работа нервная, стресс — надо вечером расслабиться. Пятница! Куплю бутылку, лучше две. Никто из них не пьет втихаря «под подушкой», эстетика всегда соблюдается: приобретаются декантеры, правильные бокалы для вина, готовится красивый ужин.

Вино — красивая история, ее популяризуют во всех аспектах жизни — бокал вина за обедом, вечер пятницы, дегустации вин в качестве вечернего развлечения, мастер-классы по рисованию за бокалом вина. Таким образом, общество как бы поощряет бытовой алкоголизм. Клиентки смеются над этим термином, но при этом прекрасно осознают этот факт. Большинство соглашается, но проблемы в этом не видит.

Искренне считаю, что умеренное потребление качественных вин не навредит человеку. Вопрос только в том, что норма у каждого своя. Французы, итальянцы, испанцы пьют вино ежедневно и не видят в этом проблемы, в России же проблему ищут во всем, нам нужно, чтобы в жизни была проблема, сложность, критическая ситуация. На деловых встречах в Италии не считается зазорным заказать бутылку вина и за обедом. Легкий разговор о новинках в виноделии часто предваряет рабочие разговоры во Франции.

В моем доме вино должно быть всегда, однако это не означает, что его пьют постоянно. Да, пятницы — винные дни в нашем доме, если не предвидится рабочих выходных. Отношу себя к тем, кто считает, что умеренное потребление хороших алкогольных напитков идет на пользу качеству жизни.

Ассоль Розенберг, тренер международного класса и реабилитолог: «Однажды я была свидетелем разговора двух адвокатов перед судом. Адвокат обвинителя требовал от адвоката обвиняемого, чтобы его подопечный бросил курить, а освободившиеся деньги (у обвиняемого был большой долг) возвращал государству. На что адвокат обвиняемого ответил, что это невозможно, сигареты — разрешенный наркотик, на него можно тратить деньги и от него сложно освободиться. Я тогда подумала о еде, о сладком и о других видах зависимостей, разрешенных государством и обществом. И об алкоголе, употребление которого активно осуждается. Хотя подумайте: известно, что вино разжижает кровь и опосредованно чистит стенки сосудов от липидных бляшек (в отличие от сладкого); есть культуры, в которых вино разбавляется водой и употребляется в течение дня как напиток очищающего свойства. А вот избыток пищи (и отдельно — употребление сладкого), к примеру, разрушает сосуды, гормональный обмен и психическое состояние больше, чем стакан вина раз в неделю. Я думаю о том, что в современной постановке вопроса относительно алкоголя есть насаждение идеи: «Если ты пьешь вино по выходным — ты алкоголик, ты должен в этом признаться и что-то с этим делать». Но я вовсе не уверена, что здоровее и счастливее становится тот, кто боится выпить стакан вина или думает о том, что несвободен. Я — за разум и гармонию».

Имена участниц статьи, пожелавших остаться анонимными, изменены по их просьбе.

0
0
205
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ