Как помочь коже сохранить здоровье при смене сезона?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Как помочь коже сохранить здоровье при смене сезона?

Партнерский материал

Как сохранить здоровую кожу при смене сезона и почему именно в Петербурге высокий процент кожных заболеваний? Секрет раскрывают ученые.

Неосознанный стресс – как это устроено

Задумывались ли вы о том, что в условиях петербургского климата наша кожа испытывает неблагоприятное действие резкого перепада температур по нескольку раз в течение дня. Например, утром, когда после теплой постели, душа, горячего завтрака, отправляясь на работу, мы выходим на улицу. Представьте, какой температурный шок испытывают кожа лица и рук, мгновенно попав из +25 °С в -10 °С.

Летом мы уже вполне сознательно часами подвергаем нашу кожу экстремальным воздействиям — пляж, загар. И если проблему вредного воздействия УФ-лучей решать научились — есть целые линейки эффективных протекторных средств, то проблема перегрева кожи остается по-прежнему актуальной. Установлено, что на солнце верхние слои кожи могут нагреваться до 40 °С.

Что такое кожа и зачем она нам

С точки зрения биологии кожа — это барьерная ткань, отделяющая внутреннюю среду организма человека от внешней среды. Исходя из этого, именно кожа, как никакая другая ткань нашего организма, испытывает на себе воздействия окружающей среды. Следует иметь в виду, что природа этих воздействий различна: механические, химические, температурные и т. д. То есть, чтобы выполнять функцию барьера, кожа одновременно должна быть механически прочной, химически и термически стойкой, должна эффективно защищать нас от ультрафиолетовых лучей и от патогенов (вирусов, бактерий). Решив все эти задачи, природа создала весьма рациональную и красивую конструкцию.

Основу нашей кожи составляет особый тип клеток — кератиноциты. Жизненный цикл этих клеток представляет собой последовательность превращений из живой клетки в ороговевшую чешуйку. Они образуют многослойную, сложноорганизованную структуру прочно сцепленных между собой клеток — эпителий. Количество этих слоев определяет механическую прочность кожи. Нижний слой — это незрелые клетки, от которых происходят все клетки выше лежащих слоев. Верхний слой кожи составляют многочисленные слои уже неживых, ороговевших клеток. Именно они принимают на себя механические, физические и химические воздействия, защищая, таким образом, от них живые клетки. Важно знать, что попавший на слой таких клеток вирус просто не сможет размножаться, т. к. для этого ему нужна живая клетка.

Клетки-киллеры против вирусов

Однако в коже есть еще немало «клеток-гостей». Например, иммуноциты. Они растут и развиваются в костном мозге, а затем, путешествуя по организму, попадают в том числе в кожу. Следует обратить внимание на тот факт, что среда, в которой пребывают эти клетки до выселения в кожу, отличается постоянством температуры и химического состава. Здесь же (в коже) иммуноциты вынуждены разделять с клетками кожи все «невзгоды» жизни на периферии. При воздействии высоких и низких температур, солнечной радиации функциональное состояние таких клеток подвергается серьезному испытанию.

Есть среди иммуноцитов кожи особый тип клеток — натуральные киллеры (НК-клетки). Они выполняют очень важную функцию — распознают и убивают зараженные вирусом и трансформированные (опухолевые) клетки. Нарушения в нормальной работе этих клеток приводят к серьезным последствиям: рецидивы герпеса, новообразования кожи (папилломы) и др. Оказалось, что даже простое колебание температуры способно повлиять на работу НК-клеток. Авторами нескольких исследований было показано, что кратковременное повышение температуры до 39 °С резко снижает способность НК-клеток распознавать и уничтожать клетки-мишени.

Вот почему трудно переоценить возможность поддержания функций НК-клеток нашей кожи, то и дело оказывающихся в подобных условиях.

Обычно мы реагируем лишь на последствия таких стрессов — тот же герпес. Но вероятно разумней было бы беречь красоту и здоровье нашей кожи, помогая защищающим её клеткам.

Открытие, сделанное в Петербурге

В 2013 году в американском журнале International immunopharmacology были описаны свойства пептида Аллостатин®, открытого группой ученых СПБГУ и являющегося селективным стимулятором НК-клеток. Ученые выясняли, что в присутствии Аллостатина® НК-клетки обнаруживают и уничтожают в 5 раз больше клеток-мишеней.

Таким образом, нетрудно убедиться, что эта простая молекула Аллостатин® — серьезная поддержка НК-клеток в условиях изменяющихся температур.

Первым косметическим препаратом на основе Аллостатина® стал гидрогель по уходу за кожей лица и губ — ­ Алломедин®.

0