Как теперь войти в метро? Скорая психологическая помощь
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Как теперь войти в метро? Скорая психологическая помощь

В петербургском метро вчера прогремел взрыв. Петербург покачнулся и устоял на ногах. Каждый подставил другому плечо: тысячи людей на машинах бесплатно подвозили попутчиков, заправки бесплатно заливали волонтерам бензин, автобусы, маршрутки, электрички и даже такси сделали бесплатным проезд, а при въезде на ЗСД были подняты шлагбаумы.

Как теперь пережить стресс от теракта, как суметь войти в метро и как помочь близким? Психолог Наталья Лобанова отвечает на эти и другие вопросы.

Наталья, вокруг все в сотый раз перечитывают новости, смотрят ролики взрыва и не выключают телевизор, как будто там могут сказать что-то новое. Почему?

Каждый из нас сейчас находится в состоянии бессилия и сознательно или бессознательно понимает — то, что произошло, может случиться в любой момент с любым из нас. И психика пытается защититься от переживания бессилия сбором информации: человек, читая новости и пересматривая фотографии, ощущает свою силу и возможность контроля информации. Первые двое суток после произошедшего собирать информацию особенно важно — чтобы понимать, что происходит. Конечно, ощущение того, что чем больше я знаю, тем больше у меня контроля, создает только иллюзию контроля, но она дает возможность проживать тяжелое состояние бессилия и осознать непредсказуемость жизни.

А когда понимаешь, что хочется защититься от потока информации и защитить своих близких, как это сделать?

Выключите новости на гаджете и расскажите тому, кто с вами рядом про чувства: почему вы это смотрели, зачем вы это смотрели, расскажите, что вам страшно, а услышав в ответ, что вашему собеседнику тоже страшно, посочувствуйте ему. Если вы будете говорить именно про чувства, а не про тот ужас, что происходит вокруг, ваши эмоции улягутся быстрее, и у вас уменьшится (а затем и пропадет) потребность быть в этом информационном поле.

Задам главный вопрос, который висит в воздухе с момента теракта. После того, что произошло, страшно заходить в метро. Как преодолеть страх?

Сначала нужно понять — страшно не только вам. Страшно всем. Это шок. Это защитная реакция на опасность. И нужно понимать: то, что страшно — это нормально. С защитной реакцией делать ничего не нужно, она заложена в нас природой, и нужно выждать. Мы все разные, но, как правило, этот страх ослабевает в течение одной-двух недель. Кто-то с ним справляется быстрее, кто-то дольше. Да, вам больно, страшно, и у вас слезы. Сейчас это норма, но потом это пройдет. Если у вас есть возможность — постарайтесь не ездить некоторое время на метро. Отмените те дела, которые можно отменить. Пользуйтесь наземным транспортом, если он не вызывает у вас страх. Включите по отношению к себе максимально экологичный режим жизни на период выхода из шока. То, что произошло, коснулось всех нас, всех петербуржцев.


Мы все напуганы, мы все понимаем, что произошло, мы настроены на одну волну и готовы сопереживать друг другу. И в этом наша сила: мы испытываем страх, но нам не нужно всем идти к психологу, не нужно звонить на горячую линию психологической помощи — мы в силах сами оказывать поддержку друг другу. Однако возможность обратиться за профессиональной помощью — важная помогающая сила, которой могут воспользоваться те, кто оказался со своими чувствами один на один и не нашел поддержки у окружающих.


Со взрослыми понятно. Но вот о взрыве в метро, о погибших, раненых узнал ребенок. Как помочь ему преодолеть страх?

У большинства детей защитные механизмы работают гораздо лучше, чем у взрослых. Как в поговорке «Меньше знаешь — крепче спишь»: ребенок меньше осознает и легче все переживает. Мы, родители, больше боимся, что наш ребёнок испугается, чем дети пугаются на самом деле. Мы пытаемся их спасти в то время, когда они сами совершенно чудесным образом находят способ переварить то, что происходит. Ребенок найдет решение, как справиться со страхами: кто-то наберет в ванну воды с пеной и проведет там полдня, кто-то сядет и будет рисовать свои страхи, кто-то будет рвать бумагу. И порой самое лучшее, что можно сделать в таких ситуациях с нашими детьми — не трогать их. Если ребенок задает вопросы и тревожится, важно не оставлять его без поддержки. Говорите с ним, объясняйте, и в этом будет важная опора для ребенка, ведь если мама и папа понимают, что происходит, и справляются с ситуацией, значит все в порядке и можно заниматься своими детским делами дальше. Кстати, увидев, что родители миновали острую стадию переживания, ребенок быстрее найдет способ справиться с потрясением и придет в форму. Правда, есть небольшой процент детей, у которых из-за шокового состояния возникает сильное чувство беспомощности и страха. И тогда задача взрослого — помочь ребенку, пользуясь техникой «Как будто в первый раз».


Задача взрослого — сделать это неизвестное снова известным. Страх острый? Можно какое-то время позволить ребенку не ходить в школу. Когда вы увидите, что ребенку полегчало и он готов двигаться вперед, стоит сопровождать его в пути, разговаривать, чтобы у ребенка не случилась паническая атака, чтобы он чувствовал поддержку — и так до момента, пока неизвестное снова станет известным.


Уйдет первый шок, но заходя в метро, мы еще долго будем ощущать в себе эхо прогремевшего взрыва. Как помочь себе справиться с внутренними страхами?

Что такое шок? Это своего рода заморозка. Шок проходит, и начинается оттаивание — на поверхность вылезают ужас, страх, чувство потери. Всем этим эмоциям нужно давать право быть. Нельзя замыкаться, оставаться наедине с собой и страхами. У взрослых есть много психологических защит. Что мы делаем обычно? Рационализируем: кто-то читает в интернете свежие заключения экспертов, кто-то призывает на помощь статистику, которая говорит, что два раза в одну воронку снаряд не попадает, и можно жить спокойно. У каждого свой способ, но есть общий совет — выделить себе ресурс на переживания, недели на две снизив уровень требований к себе, пока вы не почувствуете, что готовы вернуться в привычный образ жизни, сократите свои нагрузки, сократите количество дел, уменьшите ожидания от себя.

А есть какие-то психологические лайфхаки для людей, которым нужно зайти в метро уже сегодня? Без всякого там «проживания страха» и тайм-аута?*

Пожарные, сотрудники МЧС и врачи точно знают, что надо сделать, чтобы отставить свои эмоции в сторону и сделать то, что необходимо (в нашем случае, зайти в метро сегодня и завтра). Но то же самое может сделать каждый из нас, если у него есть серьезная мотивация, если от него зависит жизнь других людей. Конечно, люди, находящиеся в контакте с собой, со своими чувствами и ценностями, быстрей найдут опоры внутри себя, меньше будут поддаваться панике. Но если мотивации и опоры внутри недостаточно, то чувства человека берут власть в свои руки, и мы никуда не пойдем, а в оправдание начнем болеть — это психологическая защита, так устроена психика.

А если человек справился с шоком, но приходя в коллектив, где кто-то находится в острой стадии переживания потери, ощущает, что его накрывает второй волной страхов и печали. Есть способ помочь тому, кто в этом нуждается и сохранить себя?

Если рядом с вами человеку психологически плохо, скорее всего, ему требуется немного — чтобы кто-то послушал его, поплакал вместе с ним, подержал за руку. Но, находясь рядом, вы начинаете испытывать панику? У вас ком в горле и вы не в состоянии функционировать? В этом случае действует то же правило, что и в самолете во время опасности: мама сначала надевает кислородную маску себе, а потом ребенку. Не нужно спасать ближнего — организуйте себе поддержку.

А уехать сейчас из города, если есть возможность, — это хороший вариант или это равноценно тому, чтобы спрятать голову в песок: вернёшься, и все страхи вернутся с тобой?

Я считаю, что тайм-аут — хорошая вещь, если вы не будете отрезать свои чувства, как будто ничего не случилось. «Вытесненное» со временем догонит вас, вернется в форме навязчивых страхов, панических атак. А если вы хотите выключить телефон, ни с кем не общаться (или общаться только с тем, с кем хочется), не ходить на работу, не соприкасаться с информационным полем, чтобы каким-то своим способом переработать то, что происходит, не изолируя себя от своих эмоций и страшных мыслей, которые вас посещают, — это совсем другая история.

Если страх не уходит и тревога зашкаливает настолько, что человек не в силах с ней справиться?

Стоит признаться себе, что вы сами не справляетесь. Такое бывает. И вам нужно обратиться за помощью к психологу!

Даже в такой тяжелой ситуации, которая произошла в Петербурге, можно увидеть не только плохое?

Можно! Нас сближает совместно пережитый страх, ужас и стресс, и мы друг друга выслушиваем, как никогда прежде. Мы готовы друг другу помочь — незнакомые люди предлагают довезти вас домой, не просят денег, в кафе угощают чаем и плюшками, хостелы предлагают переночевать. Мы становимся людьми одной крови. Пройдет время — шок пройдет, стресс рассеется, но ощущение «мы с тобой одной крови» останется с нами. И это очень ценное чувство, несмотря на то, что оно досталось с болью и страхам.

0
0
69
КОММЕНТАРИИ0