Кибербуллинг: реальные масштабы травли в детских коллективах
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Кибербуллинг: реальные масштабы травли в детских коллективах

Трудно найти человека, которого ни разу никто не дразнил или не обзывал. Если ребенок способен справиться самостоятельно, дать отпор, то мы имеем дело с нормальным общением. Однако, окружающие взрослые обязаны следить за ситуацией и вовремя определить, когда она перерастает в буллинг.

Буллинг — это систематически повторяющаяся травля, агрессия к одному человеку со стороны большинства. Проявления буллинга разнообразны. Это могут быть и словесные оскорбления, публичное унижение, угрозы, и, напротив, изоляция и игнорирование ребенка. Часто, если процесс травли не контролируется и не останавливается, агрессия начинает выражаться в физическом насилии, угрозах, порче личных вещей.

Мы провели большой опрос среди более 300 детей и подростков с целью выяснить, насколько проблема буллинга распространена в наши дни. Результаты оказались пугающими: 79% детей и подростков отметили, что в их классе есть травля, которая проявлялась в физической и вербальной агрессии, социальных наказаниях (игнорирование) или унижениях в интернете.

Если первые три проявления травли существовали всегда, то кибербуллинг — форма травли именно нашего времени. Социальные сети стали новой площадкой для общения и в самых лучших, и в самых опасных его проявлениях. Основная особенность общения в интернете — публичность и открытость внешним наблюдателям. Мы решили воспользоваться этим и заглянуть в закулисье школьного общения, чтобы понять, как часто встречаются проявления травли и как участники регулируют этот процесс.

Для этого мы провели исследование групп в «ВКонтакте» под названием «Подслушано в школе №…», «Подслушано в лицее №…» и т.д. Всего таких групп в Санкт-Петербурге мы нашли 350 (для справки, в нашем городе 1093 школы). О чем же говорят в этих группах школьники?

Представлены результаты анализа всех постов в открытых группах «Подслушано…» за период 01.01.2017-15.06.2017

Главная задача таких групп, как, в принципе, и всех социальных сетей, — обеспечить пространство для общения детей и подростков.

  • Большая часть постов (а именно 37%) были посвящены теме знакомства, многие ребята через эти группы находят друг друга, начинают общаться, предлагают друг другу встречаться.
  • Также, довольно часто «Подслушано» становятся пространством, где подростки могут выразить свои чувства и эмоции по поводу школы, социальной жизни, мировых событий (15% постов).
  • С такой же частотой дети и подростки с помощью сообщества ВКонтакте заявляют о себе, проявляют свои таланты и высказывают мнения относительно разных вопросов.
  • В других случаях (16%) группа используется как доска объявлений, где школьники делятся важной информацией, касающейся учебного процесса (например, расписание) и других вопросов.

Из всего перечисленного мы видим, что такие группы несут важные для ребят функции. Но в каждой десятой группе были обнаружены посты, в которых травят одного или нескольких учеников школы. В некоторых школах до 30% постов (а в среднем 17%) носят характер издевательства, которое проявляется в прямых оскорблениях, публикации неудачных и отредактированных фотографий, угрозах и даже опросах относительно мнения школы о конкретном, уже униженном здесь же, ученике. С другой стороны, во многих группах школьники самостоятельно разрабатывают правила, согласно которым любые оскорбления запрещены, и следят за их выполнением.

Настораживает и вызывает недоумение тот факт, что в этих абсолютно открытых для доступа группах нет учителей и взрослых, которые могут прекратить травлю, заступиться за жертву буллинга или, в крайнем случае, даже поставить вопрос о закрытии сообщества. А ведь, когда мы имеем дело с таким процессом, контролировать и пресекать любые унижения — задача учителей. Ребенок, даже с помощью родителей, часто не способен в одиночку противостоять нападениям, он нуждается в поддержке и защите сильного и авторитетного взрослого.

При этом помощь должна быть комплексной. Необходима работа и с классом в целом, и с каждым участником. Ошибочно думать, что «жертвой буллинга» является только тот, кого обижают. Когда в классе над кем-то издеваются, психологически травмируются свидетели: формируется представление о том, что агрессия дает власть и, если ты какой-то не такой, тебя ждет такая же участь, коллектив и даже весь мир становится менее безопасным для детей.

Текст: специалисты центра тренинга и консультирования «12 коллегий». Центр более 25 лет осуществляет программы индивидуальной и групповой психологической работы с детьми, подростками и их родителями.

0
0
97
КОММЕНТАРИИ0