Как научить детей безопасности в интернете
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Как научить детей безопасности в интернете

Каждый родитель хотел бы оградить своего ребенка от опасностей, с которыми тот может столкнуться онлайн. Давайте разберемся в том, что каждый родитель действительно может и должен сделать.

Защита от нежелательного контента

Нежелательный контент — это материалы, содержащие насилие и агрессию, порнографию, пропаганду саморазрушительного поведения (от суицида и наркотиков до анорексии и булимии), азартные игры и т. д. Защитить от него можно, во-первых, технически — с помощью программ родительского контроля. К примеру, Kaspersky Safe Kids позволяет блокировать нежелательные сайты и приложения, а заодно информирует родителя об изменениях в списке друзей и групп в социальных сетях, в которых состоит ребенок.

На мобильных устройствах Android можно настроить родительский контроль, ограничив тем самым покупку и скачивание контента для взрослых.

Есть два основных подхода к техническому ограничению доступа к нежелательному контенту. Первый — закрыть доступ ко всем ресурсам и приложениям, кроме разрешенных, список которых определяете вы сами: такую выделенную зону безопасного интернета еще называют «песочницей». По такому принципу работают, например, KidShell, PlayPad, Kids Place. Но этот вариант имеет смысл, только если речь идет о детях младшего школьного возраста; у подростков он, конечно, вызовет закономерный протест.

Второй подход — разрешить доступ ко всем ресурсам, кроме нежелательных. По такому принципу работают, в частности, Kaspersky Safe Kids, SkyDNS и KinderGate: последняя может блокировать сайты не только по URL-адресам, но и если в текстах встречаются слова из словаря «запретных» слов.

Но одних запретительных мер недостаточно: невозможно предусмотреть и заблокировать всё, как невозможно круглосуточно следить за тем, какие сайты открывает ребенок. Поэтому важно на постоянной основе построить с ним доверительный диалог: расспрашивайте его о том, что он сегодня увидел и узнал в интернете; объясняйте, что не все прочитанное там — правда; выработайте у него привычку спрашивать у вас обо всем сомнительном; научите реагировать на негативный контент.

Защита от опасного интернет-общения

Нет единого ответа на вопрос, с какого возраста ребенку допустимо пользоваться соцсетями и насколько родители вправе контролировать его пребывание там. При этом до определенного возраста (какого — решать только вам) не просто допустимо, но и желательно быть в курсе, с кем ребенок общается в интернете, в какие группы он вступает, что за незнакомые вам люди появляются в его списке контактов (особенно если эти незнакомцы намного старше ребенка).

Все это не обязательно делать вручную: тот же Kaspersky Safe Kids и еще множество программ и приложений проводят такой мониторинг автоматически и регулярно. При этом важно, чтобы контроль был открытым. Многие приложения, к сожалению, подают как конкурентное преимущество возможность поставить «шпиона» на телефон владельца без его ведома. Но всё же лучше честно оговорить, что вы можете отслеживать его активность, объяснить, что именно вас беспокоит и почему вы считаете наблюдение необходимым, и подчеркнуть, что дело не в вашем недоверии к нему.

Доверительные отношения очень важны, потому что в конечном счете обезопасить онлайн-общение вашего ребенка смогут только они (не будете же вы вечно запрещать и блокировать).

К сожалению, сконцентрировавшись на отслеживании потенциальных педофилов, многие родители забывают о куда более распространенной опасности киберобщения — буллинге (или травле, хотя у этого слова все же несколько иные коннотации). На фоне «серьезных» угроз перебранки в интернете со сверстниками просто не кажутся взрослым достойными внимания, а между тем буллинг может стать для ребенка по-настоящему травматичным.

Предотвращение кибермошенничества

Заранее расскажите ребенку о самых распространенных методах мошенничества в сети (мы о них неоднократно писали, поэтому сейчас не будем на этом останавливаться). Установите на компьютер антивирус и персональный брандмауэр. Если ваш ребенок уже сам совершает онлайн-покупки, объясните ему базовые правила проверки надежности интернет-магазинов и еще раз напомните, что требования от покупателя паролей, пин-кодов, полных данных счета всегда незаконны.

Защита от онлайн-зависимости

Стоит иметь представление, сколько времени ребенок проводит в интернете и не идет ли это в ущерб учебе, домашним делам, прогулкам или сну. Существует множество программ и приложений, которые не только подсчитают время, проведенное онлайн, но и представят подробный отчет — сколько минут на каком сайте было потрачено. Среди таких программ, например, RescueTime (работает и как расширение для браузеров, и как приложение для мобильных устройств), SelfControl, StayFocusd, Freedom и другие.

Если отчеты неутешительны, установите регламент пользования интернетом (например, полный запрет до выполнения уроков и домашних дел) или определенными сайтами (теми, на которых ребенок прокрастинирует дольше всего). Сделать это можно с помощью все тех же упомянутых выше приложений: они позволяют прописать конкретные сайты и по каждому настроить время блокировки. Но отрицая — предлагайте: запреты на онлайн-развлечения нужно компенсировать увлекательными альтернативами в реальной жизни.

Этичность родительского контроля

Старший преподаватель факультета психологии СПбГУ, психолог Алла Жукова: «Важно понимать, что поведение родителей должно быть пластичным. Нельзя всегда доверять, равно как нельзя всегда контролировать. Ребенок сначала просто наблюдает, как родители заходят в сеть, потом они заходят туда вместе с ним и объясняют, как все устроено. Через какое-то время он уже сам умеет выполнять большинство действий, а мама просто сидит рядом и наблюдает. На последнем этапе достаточно просто обсуждать с ребенком, что он видел в сети, что его заинтересовало, удивило, расстроило.

Чтобы найти разумную грань между контролем и доверием, вы должны понять, какие задачи ребенку по силам исходя из его возраста, опыта, знаний, с чем он сможет справиться сам, а с чем объективно нет. Только тогда можно решить, предоставить то или иное действие ему самому или взять под свой контроль. Кстати, контроль и доверие не всегда противопоставлены друг другу. Можно одновременно доверять ребенку, зная, что он сделает все, на что способен, но при этом понимать, что есть целый ряд не зависящих от него факторов, и попытки защитить его абсолютно нормальны для родителя».

0
0
701
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ