Ќа главную
–≈ Ћјћј
–≈ Ћјћј
ѕоиск по сайту:
√лавна€ - —татьи - ј также - «доровье и психологи€

ќбсуждени€ интересующих вас тем в рамках этой рубрики вы можете посмотреть в разделе нашего форума ќ малышах до года , ќт года до трех , ќт трех до шести
ƒл€ просмотра некоторых разделов форума требуетс€ регистраци€.

ћой ребенок сводит мен€ с ума.  ак может помочь прикладной анализ поведени€?
01.10.17

ѕартнерский материал

 огда ребЄнок демонстрирует проблемное поведение — истерики, вопли и крики, агрессию — это серьезна€ проверка родителей на прочность. “о, что должны пон€ть мама и папа в первую очередь поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведени€. “о, что говор€т и делают родители — почва как дл€ желательного, так и дл€ нежелательного поведени€.  огда про€вление желательного или нежелательного поведени€ происходит, немедленна€ реакци€ взрослых определит, станет ли подобное происходить в будущем.


ќчень часто родители говор€т: «ћой ребенок так себ€ ведет, потому что у него такой характер», «ћой ребенок так себ€ ведет, потому что он сегодн€ не в духе», «ћой ребенок так себ€ ведет, потому что у него аутизм» и так далее. ” всех нас есть склонность объ€сн€ть поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. ќднако в реальности очень многие, не все, но очень многие про€влени€ человеческого поведени€ в значительной степени контролируютс€ факторами внешней среды. “ак что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно сформировалось.

ќсобенно остро стоит вопрос, если поведение несет угрозу здоровью ребенка, окружающим его люд€м, мешает обучению и социализации ребЄнка, его адаптации к жизни.

 ак корректируетс€ нежелательное поведение?

¬ работе при обучении и коррекции нежелательного поведени€ детей с аутизмом и другими нарушени€ми развити€ все чаще примен€етс€ прикладной анализ поведени€.

  коррекционным процедурам, основанным на этом научном подходе, можно отнести работу с агрессией и самоагрессией, аутостимул€тивным и стереотипным поведением (хождение на носочках, взмахи руками, вокализации и др.), устранение проблем с питанием, туалетом и сном.

„то такое прикладной анализ поведени€?

ѕјѕ (прикладной анализ поведени€, от англ. applied behavior analysis, ј¬ј) — это метод, представл€ющий собой практическое приложение бихевиоризма — науки о поведении.

 акие еще обозначени€ у этого подхода?

ƒругие обозначени€ метода — поведенческа€ терапи€, поведенческий анализ, ѕјѕ, ј¬ј и јЅј. «а последние 5-6 лет в –оссии усто€лись следующие сокращенные названи€ этого метода: ј¬ј (англ.), јЅј и ѕјѕ, так что не стоит удивл€тьс€, что в ћоскве прикладной анализ поведени€ называют ЁйЅиЁй, в Ќовосибирске и ¬оронеже —  ѕјѕ, а в —амаре или Ќижнем Ќовгороде — јЅј. Ёто происходит из-за того, что поведенческа€ наука и ее прикладные аспекты сфера дл€ нас нова€ и среди ученых и практиков консенсус по поведенческой терминологии пока не выработан. ѕоведенческий анализ также один из вариантов обозначени€ прикладного анализа поведени€, а термин поведенческа€ терапи€ означает психолого-педагогическую или коррекционную работу, котора€ основана на методе прикладного анализа поведени€.

 ака€ иде€ положена в основу метода?

ќсновна€ иде€ науки о поведении — бихевиоризма — базируетс€ на взаимосв€зи стимула и ответной реакции. ѕод стимулом понимаетс€ любое воздействие на нас со стороны окружающей среды, а под ответной реакцией — активность организма в самом широком смысле. ¬ пон€тие «активность» психологи-бихевиористы включают и действи€ (играть на скрипке, бежать), и реакции вегетативной нервной системы (покраснеть, испытать стресс), и более сложные личные событи€ (мысли и чувства). √овор€ простым €зыком, бихевиоризм рассматривает и изучает нас с вами как организм, который закономерно отвечает на воздействие окружающей среды и  на то, какие различные средовые стимулы вли€ют на наше поведение.

ѕрикладной анализ поведени€ ставит своей задачей изучение и анализ причин того или иного поведени€, определение и при необходимости изменение стимулов, которые вызывают это поведение.

 ак строитс€ план коррекции нежелательного поведени€?

Ќа первом этапе определ€етс€ цель и целевое поведение. Ќевозможно скорректировать «ребенок очень агрессивный» — это собственно и не поведение. Ќо, к примеру, такие частые действи€ ребенка, как «бьет себ€ по голове» и «кусает брата» могут быть скорректированы.  оррекци€ нежелательного поведени€ в об€зательном пор€дке включает в себ€ функциональную оценку (наблюдение и сбор данных о причинах возникновени€ и усилени€ того или иного вида поведени€), построение и реализацию программы коррекции и сбор данных об изменени€х в поведении. ѕоведенческие программы чаще всего реализуютс€ в той среде, где данное поведение обычно про€вл€етс€. ќдновременно с этим в рамках терапевтического вмешательства ведетс€ усиленное обучение альтернативным и замещающим видам поведени€.

Ќа практике: как работает прикладной анализ поведени€ (ѕјѕ)?

–ассмотрим ситуацию. ѕервоклассник ¬ит€, которому поставлен диагноз «нарушени€ эмоциональной сферы», начинает кричать и разбрасывать свои вещи вс€кий раз, как только на уроке математики учитель ћари€ »вановна просит записать цифры в тетрадь.

 онечно, можно сказать, что у ¬ити диагноз, и это все объ€сн€ет. Ќо ¬ит€ уже сидит в классе, и нужно что-то делать с поведением, ведь помимо того, что ¬ит€ расстраиваетс€ сам, он нарушает пор€док, что плохо отражаетс€ на учебном процессе в целом.

“еперь посмотрим, как будет выгл€деть коррекционна€ работа, основанна€ на прикладном анализе поведени€.

¬ первую очередь специалистам необходимо определить желаемые изменени€ в отношении ¬ити. ћы хотим, чтобы его плохое поведение на уроке математики прекратилось полностью, или будет достаточно, если ¬ит€ перестанет кричать, но продолжит разбрасывать вещи? »ли же цель в том, чтобы ¬ит€ наполовину снизил частоту крика и разбрасывани€ вещей? ќпределив цель работы (поведенческие аналитики и терапевты примен€ют термин вмешательство), специалисты перейдут к изучению обсто€тельств, при которых у ¬ити возникает проблемное поведение.

≈сли раз к разу на других уроках он ведет себ€ хорошо, а кричит и разбрасывает вещи только на уроке математики — скорее всего, именно на уроках математики в окружающей среде существует некий фактор, «запускающий» проблемное поведение ¬ити.

ƒалее, если вы осознали, что в целом на уроках математики ¬ит€ ведет себ€ хорошо, однако кричать и разбрасывать вещи начинает в тот момент, когда нужно заполн€ть таблицу с заданием, то вам, скорее всего, удалось пон€ть то обсто€тельство, при котором происходит проблемное поведение ¬ити, и еще на шаг приблизитьс€ к тому, чтобы вы€вить причину такого поведени€.

ѕрикладной анализ поведени€ призывает определить, почему ¬ит€ не хочет заполн€ть таблицу, и позвол€ет сделать это в конструктивном ключе, то есть не объ€сн€€ его нежелание заполн€ть таблицу заболеванием.

ћожет быть, ¬ите сложно заполн€ть таблицу?

—пециалистам предстоит проанализировать, какого рода задани€ он ранее успешно выполн€л и в св€зи с чем его ученические показатели ухудшились. ≈сли установитс€ взаимосв€зь между возрастанием учебной нагрузки и интенсивностью проблемного поведени€ ¬ити, скорее всего, возникнет еще одно решение. 


ј что если специально дл€ ¬ити упростить таблицу?


¬ следующий раз учитель попросила мальчика заполн€ть только часть полей на выбор. ѕосле этого проблемное поведение ¬ити на уроках прекратилось, он перестал кричать и разбрасывать вещи.

–азумным было бы возразить, что ¬ит€ таким образом не освоил часть программы, которую освоили другие дети. Ёто правда. ќднако, во-первых, поскольку ¬ит€ ребенок с особыми потребност€ми, его учитель воврем€ пон€ла проблему и скорректировала свои требовани€ к мальчику. ¬о-вторых, часть заполненной таблицы (причем без крика и истерик) намного лучше, чем незаполненна€ таблица и сорванный урок, правда?

—ледующий шаг в работе учител€ — научить ¬итю заполн€ть таблицу целиком, и сделать это теперь, когда поведение мальчика перестало быть проблемным, ћарии »вановне будет легче.

÷ентральна€ иде€ прикладного поведенческого анализа — ответить на вопросы:

  • ƒл€ чего возникает проблемное поведение?
  • „то его вызывает?
  • „то нужно изменить в среде, чтобы изменилось это поведение?
  •  акие последстви€ лучше всего предоставл€ть, чтобы сделать хорошее поведение характерно устойчивым, а плохое свести на нет?

ѕрикладной анализ поведени€ работает не только с преодолением проблемного поведени€, хот€ именно это представл€ет главную заботу родителей, воспитателей и учителей — ѕјѕ отлично справл€етс€ с обучением детей (и взрослых) как нормативных, так и с особенными потребност€ми.

—пециалистами ÷ентра –азвити€ –ечи «√оворуша» разработана специальна€ ѕрограмма  оррекции ѕоведени€ (ѕ ѕ). ѕрикладной анализ поведени€ — это одно из направлений данной программы.  акой выбрать подход, психологическое направление или прикладной анализ поведени€, в каждом конкретном случае рассматриваетс€ индивидуально исход€ из особенностей ребенка и семьи в целом.

ѕриходите к нам! » ваш ребенок — ј∆≈“ вам —ѕј—»Ѕќ!

÷ентр –азвити€ –ечи «√оворуша»

ѕодробности “ел. +7 (812) 642-05-13

—татьи
Ѕеременность
0-12 мес€цев

1-3 года



3-7 лет



Ќаши школьники

ј также

—ейчас на форуме
   
   

ƒоска объ€влений

—амые активные пользователи

— днем рождени€!
!-{}[]{}-!, 2284, A6y, Alexa_K, Algas, Alisа, Aloiko, AngelSalimova, apis, ARTEMKINA_MAMA, BMW777, bykatik, chaechka, char79, Darica, devitsa-krasavitsa, Devo4ka_Decadance, Elena*, ElenaLZ, Evestar, evro200584, faramir, frolova, fursjavochka, Gasheka, gavroshik, glazi4, Hramzik, ILoveI, Irfa, Ishttar, I_DIAN, Jonsi, Julia812, Julias_spb, julia_xxx_x, justlilu, karapuz 06, kattaisi, kilka_n, Kirushenka, KISSik, knopa89, kotyagchu, Krausmyaus, KrisK, Ksooshik, Kudryavu, kykischa, Lnsok, lubim4ik, luha-87, Lumena, Lyalushka, MAKI, Malenia, Malika.D, mamatwo, Mammy-mammy, maricha, Marina Ch, MarinaLi, Markulinar, Marmishka, medvedizza, metelitza, Mirlana, morf_712, Musya, MUZH-LAN, Mай€, nashiks, Natulli4ka, nike22, Notkа, nv_i, olecka, olgachumakova, osao, Oxana777, oxanna20, papaegra, Pin@ Col@d@, Pinochokolada, poison84, PolDen, Portulak, r1tazz, razz, redbutton, relina, Rinarat, rn58, Ryo, saga75, shakirik, shameless sychka, SimplyTheBest, skazok_net, sky_eyes, slavian, smirnova1973, tash-d, Tatyana-mama, tatyanka_ya, tatygrigor, temic, torgin01, TOUS, Trapatapatunka, Veilik, y.g.d, Yula_m, Zemlajnika, zim6205, јйлира, јлЄна2012, јлЄныч, јЋ ќ, ¬ажна€ «а лЄпка, ¬альчик, ¬редна€ мама, гламур-чик, ƒа ладна!!!, дженик, ƒил€ркина мама, ≈катерина троф, ≈лен*ка, «аботливый, »зумрудина, »ринаЎ,  етринка,  иSSа,  ќЋ≈„ ќ,  омпаньон,  от€т€,  ристинка-малинка,  сюн€ ѕо4ти_хороша€,  сютa,  ыыыс€, Ћапочка-красавица, Ћарсен, Ћиса ќл€, ћарус€ Ѕелкина, ћурлыс€, Ќаталь€_81, Ќики и мики, Ќина2005, Ќой, Ќюрка Ћокос, ќрлович, папа —ашульки, ѕиров, пупсичкина, –астаманша, –екламный_0033, –ыбка —ветл€чок, —вета+—аша, —ветинска€, —ис, —квирелл, —майл, “anyuЎа, “арили€, “ать€на Ќикифорова, упс, ‘асолинка, ёксаре, ёли€ —ударикова, ёлькин 73, €лик, янај, _Ruslana_,
© 2000 - 2015 Littleone ®
ѕерепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласи€ администрации сайта и авторов.
ћнение авторов статей и отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации.
–≈ Ћјћќƒј“≈Ћяћ