Ќа главную
–≈ Ћјћј
–≈ Ћјћј
ѕоиск по сайту:
√лавна€ - —татьи - ј также - «доровье и психологи€

ќбсуждени€ интересующих вас тем в рамках этой рубрики вы можете посмотреть в разделе нашего форума ќ малышах до года , ќт года до трех , ќт трех до шести
ƒл€ просмотра некоторых разделов форума требуетс€ регистраци€.

≈сли ребенок не слушает: что делать?
10.10.17

«–ебенок мен€ не слышит», — порою жалуютс€ мамы в кабинете у психолога или других специалистов. Ќе слышит  равно не реагирует. ¬ таком случае многое зависит от того, как мы говорим. ¬едь бывает, что информаци€ лучше воспринимаетс€ акустически  «слухова€», а бывает визуально  «зрительна€», также очень важен общий интонационный посыл.


ƒети раннего возраста больше реагируют на мимику и тон голоса взрослого, и если вы, к примеру, говорите ему ласковые слова, но сами раздражены, то ребенок скорее воспримет негативный контекст.

» наоборот «нельз€», сказанное ребенку в возрасте от полугода и до полутора лет, должно быть не только произнесено твердым голосом, но и при этом выражение маминого лица не должно вызывать в малыше сомнений. ≈сли вам забавно смотреть, как малыш вываливает из шкафа белье, а «нельз€» произноситс€ с улыбкой — будьте готовы к тому, что эксперимент по изучению мира вр€д ли будет остановлен.

–ебенок от полутора до трех уже не только научилс€ ориентироватьс€ в пространстве, он отлично понимает и мамины сигналы, вербальные и невербальные. — такими крохами легче договариватьс€, их можно просить и объ€сн€ть им что-то. ќднако воспри€тие малыша не развиваетс€ так быстро, как его рост или речь, и многое из общени€ взрослых людей ему недоступно.

≈сли вы что-то предлагаете и при этом называете несколько действий, то, скорее всего, запомнено будет только одно. ƒа и св€зи между действи€ми и их последстви€ми еще не сформировались.

ѕриведем удачный пример общени€ с детьми данного возраста: «ƒай мне кружку», а после выполнени€: «¬ытри ладошки». «ƒай мне кружку и вытри ладошки» без паузы между ними чаще всего будет обречено на провал.

¬ кризис трехлети€, когда главна€ цель ребенка — отсто€ть себ€ и свою самосто€тельность, игнорирование просьб взрослого (или громкий протест) €вл€етс€ одним из способов достижени€ этой цели. ¬ данной ситуации помогает техника «¬ыбор без выбора». ¬ данном случае вопрос типа «¬ каком ты пойдешь платье?», разумнее заменить на предложение к выбору: « расное или зеленое платье ты выбираешь сегодн€?».

¬ силу особенностей своей нервной системы маленькие дети глубоко погружаютс€ в игры и де€тельность и действительно могут не слышать просьб или обращений педагогов и мам.

 огда ребенок чем-то сильно увлечен, м€гко вернуть его в реальный мир можно, добавив к вопросу или просьбе тактильный контакт, например, поглаживание по спине.

ќно же отличное работает как «заземление» в ситуаци€х, когда ребенок испытал много эмоций и сильно перевозбудилс€.

ќбратите внимание и на свое расположение в пространстве — кроха скорее заметит и услышит сигнал, если вы прис€дете и будете смотреть «глаза в глаза».

‘ормулируйте свои просьбы не через «не», а в более позитивном звучании: «Ќе кричи, папа спит» лучше заменить на «Ѕудь потише, спит папа». ¬олшебное слово «пожалуйста» и в том, и в другом варианте точно не помешает.

Ќазывайте ребенка по имени, слышать его звучание (при позитивном опыте) всегда при€тно, и это тоже помогает обращать внимание на себ€.

„етырехлетки уже говор€т активно и много, заинтересовать их беседой обычно не составл€ет труда. ≈сли вы хотите, чтобы помимо информации ребенок включалс€ бы в ситуацию эмоционально, то почаще обращайтесь к его личному опыту, привод€ негативные и позитивные примеры из его жизни («ѕомнишь, ты уже залезал на такие же высокие перила и чуть не упал с них в прошлых раз?» или «¬чера, когда ты долго одевалс€, мы опоздали на зан€тие и не успели закончить поделку»).

≈сли вы заранее знаете о необходимости какого-либо действи€, то лучше предупреждайте о нем заранее, чтобы настроить ребенка и подготовить его. «ѕосле того как будет последн€€ песенка в мультике, мы пойдем чистить зубы», — можно сказать малышу перед просмотром мультфильма и напомнить об этом в начале песенки еще раз.

¬ы не только показываете определенный пор€док действий, но и готовите малыша к следующему этапу. ѕоэтому тут имеет смысл быть последовательным и выполн€ть действие ровно так, как вы его описали.

ћышление у дошкольников пока что образное, поэтому, говор€ о размерах чего-либо, лучше использовать не эфемерные дл€ них названи€ величин, а пон€тные и доступные примеры: «Ёто было, когда тво€ бабушка была совсем маленька€», а не «в 1907 году», а объем бака пожарной машины легче всего «перевести» (конечно, примерно!) в домашние ванны. »спользовать научные термины и выражени€ без объ€снени€ пока что бесполезно.

ѕри разговоре с п€ти-шестилетними детьми стоит помнить, что некоторые особенности его развити€ не дают возможности применить отдельные формы родной речи. “ак, малыш не поймет переносного смысла пословиц или метафор и пр€мо будет отвечать на риторические вопросы.

ќбраща€сь с детьми такого возраста, стоит формулировать цели пон€тно и конкретно (вспомните списки, с которыми вы в детстве ходили в магазин), но вот действи€ в несколько шагов им уже будут доступны.

јссоциативное мышление дошкол€т еще не до конца сформировано, а запас ассоциаций ограничен и мал.

  школе, когда желание узнавать что-то новое, закрепл€етс€ как мотиваци€, дет€м важно рассказывать интересные факты, новые слова и объ€сн€ть их значение. ќднако помните, что авторитет родител€ падает к этому возрасту, и если ваши слова противоречат словам педагога, то вам, скорее всего, укажут на ошибку и откажутс€ их признавать.

≈сли в этом возрасте юные школьники вообще не реагируют на замечани€, то попробуйте посчитать, не слишком ли часто они их слышат. ѕроизнесенна€ больше 10 раз фраза «Ќадень тапки» переноситс€ мозгом в разр€д непри€тного, но посто€нного, и внимани€ на нее обращают не больше, чем на комаров в прекрасный летний вечер, особенно если есть что-то, что полностью увлекает дит€.

„тобы избежать такой ситуации, обсудите количество правил — их по-прежнему не должно быть много и они с обосновани€ми и последстви€ми должны быть просты и пон€тны. — другой стороны (если действие требует немедленного включени€), тут также отлично работают две техники — « асание» (дл€ физического переключени€ ребенка) и «¬згл€д в глаза» (дл€ установлени€ эмоционального контакта).

»ногда, если вы понимаете, что ребенок еще не до конца «включилс€» в процесс (часто так бывает после активных или компьютерных игр и телевизора), можно попросить его повторить вашу просьбу — не с целью проверки, как хорошо он ее слышал, а с целью «загружени€» в мозг новой программы и начала обработки ее.

“акой же способ отлично работает и с подростками, а вот техники, описанные выше, могут уже не помочь. —о старшими детьми надо не физически «опуститьс€ на их уровень», а важно эмоционально «подн€ть их до своего». ќбщение как с партнером, минимум приказного тона и больше довери€ — вот залог того, чтобы быть услышанным. ќднако остаютс€ границы и рамки — те самые правила, которых немного, но они есть.

јвторитарна€ подача информации, оп€ть же в силу возраста, скорее всего, вызовет протест, а вот обращение к личному опыту родител€ (в уместной теме и обстановке)  вызовет больше эмоций и будет прин€то ближе.

ќбщение с подростками чаще происходит в общем процессе, и поэтому очень полезно создавать услови€ дл€ диалога с родителем своего пола — готовка дл€ мамы и девочки, рыбалка дл€ сына и папы. јтмосфера довери€ не создаетс€ с первого раза, но приносит свои плоды — когда не только можно сказать о важном, но и сказанное родителем тоже становитс€ ценностью.

ќбщение с ребенком любого возраста — не простой и волнующий путь, с €мами и открыти€ми, которые есть на каждой дороге. » хот€ навигатором может стать люба€ стать€ и учебник, надо понимать, что они учитывают далеко не все.  ак опытный водитель знает, где можно затормозить, где разогнатьс€ и где сбросить скорость — так и родитель, знающий о своем ребенке намного больше, ориентиру€сь на своего ребенка, сам выбирает пути, остановки и темп. ƒоброй дороги!

“екст: психолог, автор социальных проектов и мама “ать€на √илЄва.

ќбсудить на форуме


—татьи
Ѕеременность
0-12 мес€цев

1-3 года



3-7 лет



Ќаши школьники

ј также

—ейчас на форуме
   
   

ƒоска объ€влений

—амые активные пользователи

— днем рождени€!
!-{}[]{}-!, 2284, A6y, Alexa_K, Algas, Alisа, Aloiko, AngelSalimova, apis, ARTEMKINA_MAMA, BMW777, bykatik, chaechka, char79, Darica, devitsa-krasavitsa, Devo4ka_Decadance, Elena*, ElenaLZ, Evestar, evro200584, faramir, frolova, fursjavochka, Gasheka, gavroshik, glazi4, Hramzik, ILoveI, Irfa, Ishttar, I_DIAN, Jonsi, Julia812, Julias_spb, julia_xxx_x, justlilu, karapuz 06, kattaisi, kilka_n, Kirushenka, KISSik, knopa89, kotyagchu, Krausmyaus, KrisK, Ksooshik, Kudryavu, kykischa, Lnsok, lubim4ik, luha-87, Lumena, Lyalushka, MAKI, Malenia, Malika.D, mamatwo, Mammy-mammy, maricha, Marina Ch, MarinaLi, Markulinar, Marmishka, medvedizza, metelitza, Mirlana, morf_712, Musya, MUZH-LAN, Mай€, nashiks, Natulli4ka, nike22, Notkа, nv_i, olecka, olgachumakova, osao, Oxana777, oxanna20, papaegra, Pin@ Col@d@, Pinochokolada, poison84, PolDen, Portulak, r1tazz, razz, redbutton, relina, Rinarat, rn58, Ryo, saga75, shakirik, shameless sychka, SimplyTheBest, skazok_net, sky_eyes, slavian, smirnova1973, tash-d, Tatyana-mama, tatyanka_ya, tatygrigor, temic, torgin01, TOUS, Trapatapatunka, Veilik, y.g.d, Yula_m, Zemlajnika, zim6205, јйлира, јлЄна2012, јлЄныч, јЋ ќ, ¬ажна€ «а лЄпка, ¬альчик, ¬редна€ мама, гламур-чик, ƒа ладна!!!, дженик, ƒил€ркина мама, ≈катерина троф, ≈лен*ка, «аботливый, »зумрудина, »ринаЎ,  етринка,  иSSа,  ќЋ≈„ ќ,  омпаньон,  от€т€,  ристинка-малинка,  сюн€ ѕо4ти_хороша€,  сютa,  ыыыс€, Ћапочка-красавица, Ћарсен, Ћиса ќл€, ћарус€ Ѕелкина, ћурлыс€, Ќаталь€_81, Ќики и мики, Ќина2005, Ќой, Ќюрка Ћокос, ќрлович, папа —ашульки, ѕиров, пупсичкина, –астаманша, –екламный_0033, –ыбка —ветл€чок, —вета+—аша, —ветинска€, —ис, —квирелл, —майл, “anyuЎа, “арили€, “ать€на Ќикифорова, упс, ‘асолинка, ёксаре, ёли€ —ударикова, ёлькин 73, €лик, янај, _Ruslana_,
© 2000 - 2015 Littleone ®
ѕерепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласи€ администрации сайта и авторов.
ћнение авторов статей и отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации.
–≈ Ћјћќƒј“≈Ћяћ