«Отмеряем» родительский контроль — когда и сколько? Советы психолога
Это сообщение автоматически закроется через сек.

«Отмеряем» родительский контроль — когда и сколько? Советы психолога

Способы и формы контроля детей — оживленная тема среди родителей. В целом сам контроль можно рассматривать, как старания родителей предотвратить нежелательные последствия действий ребенка, стремление обезопасить его.

В этом и состоит задача воспитания — вовремя предупредить о возможных последствиях. Можно сказать тогда, что контроль во многих случаях — одна из форм выражения заботы. «Когда, сколько контроля должно быть, как правильно отреагировать в текущий момент?» — законный и понятный запрос, который часто озвучивают родители на приеме у семейного психолога.

Стили родительского контроля

Они связаны со стилями воспитания в целом. Выделяют три:

  • попустительский;
  • авторитарный;
  • демократический.

Контроль во всех трех случаях будет иметь разную степень выраженности. Кажется что демократический стиль всегда предпочтительнее, так ли это и так ли вообще плох контроль?

На разных этапах взросления и в разных жизненных ситуациях возникают совершенно разные задачи. Один и тот же родитель совмещает в себе разные стили реагирования, т. е. выбирает момент — когда выдвинуть жесткие требования и проследить их выполнение, когда отпустить действовать самостоятельно, положиться на ребенка.

Пока малышу меньше трех, и он многому учится, действительно нужно следить, чтобы не упал, не обжегся, не заболел, что-то не проглотил. Еще вчера карапуз неуверенно стоял на ножках, а сегодня смело топает, совсем недавно показывал пальчиком на интересный предмет, а теперь может сказать «дай». Малыш только научился ходить, вы готовы его отпустить, но еще долгое время следите за тем, чтобы пространство вокруг было безопасным, например, обклеиваете углы комодов. Или позже, вы готовы отпустить ребенка одного гулять во двор, но не дальше обозначенной территории и при наличии мобильного телефона. Изменения происходят стремительно, подрастая, ребенок приобретает все больше умений.

Когда формируется способность предвидеть?

Взрослые обладают этим важным качеством. Но ребенку такая способность долгое время недоступна. Исследования, посвященные развитию детского мышления, говорят нам о том, что способность к анализу, планированию и прогнозированию постепенно и наиболее активно развиваются в период от 3 до 7 лет. Способность к воображению достигает пика к подростковому возрасту и напрямую связана с тем, насколько много ребенок видел, слышал, пережил. Например, 4-х летний ребенок не обладает достаточным опытом и аналитическими способностями, чтобы представить, что случится, если он налопается снега или высушит хомячка в микроволновке. 7-8 летний ребенок на вопрос: «Как думаешь, что случится, если ты не будешь учить уроки?», скорее опишет ближайшую и понятную ему перспективу — «рассердятся родители», «получу двойку». «Будешь плохо учиться — вырастешь дворником», — это уже взрослая картинка.

Когда появляется умение контролировать эмоции?

Умения контейнировать, дозировать выражение эмоций, выбирать, какими чувствами делиться, какие и кому выражать, тренируются постепенно, в течение всего периода детства. Поэтому контролировать выражение эмоций — тоже навык, которому нужно обучиться, это тоже скорее качество взрослого, умение «владеть собой».

Очевидно, что ребенок, не обладающий определенными умениями в силу возраста или недостатка опыта, нуждается в том, чтобы его действия были под контролем, поскольку многому учится. Отсутствие контроля даже в подростковом возрасте может восприниматься как отсутствие заботы.

На полшага позади ребенка

Необходимо быть крайне внимательным к тому, насколько ребенок овладел тем или иным навыком. Контроль постепенно трансформируется с учетом опыта, умений, возрастных особенностей ребенка. В любой возрастной период родителям важно оставаться «на полшага позади» ребенка, подхватывать там, где умение недостаточно освоено и контроль необходим, и замечать те зоны, в которых справляется, что можно доверить ему. Доверие сильно связано с контролем. Это очень важно, оставлять небольшую дистанцию и наблюдать — насколько и в чем ребенок готов проявиться. Если родители готовы доверять ребенку, в будущем формируется самоконтроль, появляется возможность для большего числа выборов, повышается гибкость, адаптивность. Ведь контролировать можно только то, что присвоено, что тебе принадлежит.

Однако способность предвидеть, часто толкает родителей предупреждать нежелательные действия ребенка, «заранее принимать меры». Особенно в ситуациях острой нехватки времени, высокого темпа жизни, тогда взрослый выбирает действовать авторитарно. Контроль распространяется даже на те области, в которых умение и знания ребенком присвоены. Например, вместо: «Загляни в комод, выбери футболку, которая тебе нравится», родитель сообщает: «Возьми, сегодня наденешь эту футболку». С одной, стороны такая тактика существенно экономит время, но с другой — грозит потерей самоконтроля, эмоциональным выгоранием родителя. Ведь это довольно энергозатратно, все держать в поле зрения, и тотальный контроль сменяется бессилием и попустительством. Лучший маркер, который поможет определить, что усилия чрезмерны, — собственная усталость. Часто повышенный контроль сопровождается страхами родителей за будущее ребенка.

Что делать, когда некомфортно?

Встречи с психологом помогают понять, как рождается родительская усталость, насколько обоснованы страхи, чем они подкрепляются. Своевременное обращение к специалисту предотвратит такие сложности, как контроль над удовольствием (еда, компьютерные игры) или неудовольствием (домашние задания). Профессионал поможет справиться и такими опасными ситуациями, когда ребенок стремится контролировать те зоны ответственности, которые ему не по возрасту (семейный бюджет, количество алкоголя, выпитого родителями).

Спектр родительских запросов и сложностей в теме контроля довольно широк, и в каждом случае подход будет индивидуальным, связанным с частной семейной историей.

Чтобы осуществлять здоровый контроль, необходимы внимание, чувствительность родителей к изменениям в ребенке и время, чтобы эти изменения замечать. Тогда контроль превращается в уважительное сопровождение.

Приходите к нам! И ваш ребенок СКАЖЕТ вам СПАСИБО!

Центр Развития Речи «Говоруша»

Подробнее, тел. + 7 (812) 642 05 13.

0
0
118
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ