Я зубного не боюсь. Часть II
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Я зубного не боюсь. Часть II

Вернемся к Ане. Так или иначе, но нужно было заниматься ее зубами, и мама записала девочку на очередной прием к стоматологу. Прием был назначен на 8 утра, а клиника находилась в часе езды от их дома. Ане пришлось встать очень рано, она не выспалась и пребывала в плохом настроении. Всю дорогу Аня задавала маме тревожные вопросы о том, куда они идут и зачем, спрашивала, не будут ли ее лечить. Мама отвечала, что они идут к хорошему доктору, ничего делать не будут. Аня не хотела идти и капризничала. В результате они опоздали к назначенному времени, прием получился скомканным, девочка еле-еле зашла в кабинет, не хотела садиться в кресло, показала врачу зубы издалека. Стоматолог заметила несколько зубов, требующих немедленного лечения, а один из них был настолько плох, что его необходимо было удалять. Но о начале лечения пока не могло быть и речи - Аня все время плакала, хотела выйти из кабинета. Требовалось провести большую психологическую работу, прежде чем эта маленькая девочка научилась бы лечиться, но на это не было времени, зубам была необходима срочная помощь. В итоге ребенка пришлось лечить под общим наркозом.

Сейчас Ане 7 лет, она совершенно спокойно посещает врача-стоматолога, этому предшествовала сложная совместная работа родителей, врачей и психолога, но это уже другая история.

Ошибка четвертая: назначать прием у врача в некомфортное для ребенка время

Аня и так была в тревоге перед приемом, а тут еще такое раннее время. Поход к врачу превратился в экстремальную в жизни девочки ситуацию, она и мобилизовала все свое ресурсы, чтобы дать отпор. Так не должно быть, надо стремиться к тому, чтобы прием у врача был само собой разумеющимся делом. Это не грандиозное событие, которого ждут и к которому готовятся, иначе сверхзначимость сыграет против вас, ребенок будет напряжен. С другой стороны, вообще не говорить об этом тоже нельзя, ребенок должен знать и понимать, куда и зачем он идет. Лучше не назначать визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер). Он все-таки должен быть в хорошем настроении и ресурсном состоянии. На прием ребенку лучше всего приходить сытым, здоровым. У детей от телесного комфорта напрямую зависит комфорт психологический. Сейчас во многих клиниках делают уютные детские уголки, где есть игрушки, можно порисовать и посмотреть мультики. Это придумано не просто так. Ребенок, пребывая в такой атмосфере, расслабляется, привыкает к новой обстановке, что способствует хорошему доверительному контакту с врачом. Для того чтобы игровая комната сработала должным образом, родителям нужно спланировать свое время так, чтобы у ребенка была возможность поиграть перед приемом, т. е. нужно прийти в клинику заранее.

Ошибка пятая: обещать ребенку, что ему ничего не будут делать

Именно так делала мама Ани, когда они шли к врачу. Она, вероятно, хотела успокоить девочку, не тревожить лишний раз, не провоцировать истерику. Понятно, что ребенок задает вопросы типа: «А что мне там будут делать?» из-за собственной тревоги и страха. Но ведь ответы родителей «Ничего» не уменьшают этой тревоги - просто потому, что ребенок не понимает настоящей цели похода. Если ему ничего не будут делать, то зачем же туда идти? Кроме того, это неправда, врач как минимум будет проводить осмотр. Поэтому если родитель обещает ребенку, что с ним ничего не будут делать в кабинете, то он сознательно обманывает малыша. И вряд ли ребенок поверит ему в следующий раз.

Здесь есть еще тонкий момент: родитель таким способом переносит ответственность на врача. «Мое дело привести ребенка», - думает он, а дальше врач пусть решает, что делать. Но получается, что таким образом «подготовленный» ребенок практически гарантировано выдаст негативную реакцию в кабинете врача, что ставит успех всего мероприятия под сомнение с самого начала. Родителю очень важно сотрудничать с врачом, так как лечение состоится и пройдет нормально только при объединении усилий. Поэтому если ребенок задает вопросы: «А куда мы идем? А что мне там будут делать?», ему необходимо на доступном для его возраста языке объяснить правду. Например, если вы идете на первичную консультацию, скажите, что вы идете познакомиться с доктором, показать ему зубки, подобрать хорошую пасту и щетку. И ни в коем случае не нарушайте обещание, не меняйте планов. Осмотр - значит только осмотр. Если планируете сразу лечение, то об этом нужно предупредить и ребенка. Например, такой фразой: «доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если это необходимо». От ребенка могут последовать и другие вопросы, ведь ему непонятно и от этого тревожно. Самое лучшее будет, если вы спокойно объясните, в чем будет заключаться лечение. При этом следует избегать слов и словосочетаний с негативной эмоциональной окраской — например, «укол», «сверло», «сверлить», «кровь», «вырывать зуб», лучше заменять их на нейтральные: «заморозить», «помыть», «почистить». В любом случае, даже если вы растревожите ребенка этими сообщениями, лучше это сделать заранее, так у вас будет достаточно времени все объяснить, а у ребенка успокоиться.

Ошибка шестая: мотивировать ребенка подарками

Как-то я присутствовала на стоматологическом приеме одного мальчика. Его звали Боря, было ему около пяти лет. Мальчик дверь в кабинет стоматолога открыл ногой, бахилы надевать отказался, с ним были мама и няня. Врача Боря называл исключительно по имени, хотя обычно дети и родители зовут ее по имени и отчеству. Для малыша в кабинете сразу включили мультики и стали всем составом уговаривать его сесть в кресло. Но Боря садиться не собирался, сначала прошелся по подоконникам, повалялся по полу, потом все-таки решил присесть. Дальше перед взрослыми стояла задача уговорить мальчика начать лечение. Боря не хотел лечиться, он сел, чтобы посмотреть мультики. Тогда врач решила использовать проверенный способ - она обещала мальчику, что если он позволит вылечить сегодня зуб, то его ждет подарок. На что Боря ответил: «А мне не надо ваших подарков, не хочу я лечиться». Тогда мама с няней достали из сумки и поставили на стол врача огромную красивую коробку, в которой находился электронный игрушечный робот, о котором Боря давно мечтал. Они пообещали, что отдадут его мальчику, если тот вылечит зуб. На какой-то момент у Бори загорелись глаза, но потом он подумал и сказал, что откроет рот, только если мама купит ему еще какой-то автомобиль. Мама согласилась, однако, как только врач приступила к работе, мальчику снова стало тревожно, он отказался от всех подарков, встал и попытался выйти из кабинета.

Этот довольно яркий пример, иллюстрирующий ситуацию, когда родители пытаются купить послушание ребенка в кабинете врача. Рассмотрим причины, по которым этот механизм не работает. Если ребенку обещают подарок перед первым приемом у врача, это сразу его настораживает - он чувствует, что ему предстоит нечто неприятное, иначе бы игрушек не предлагали. Тревога, которая и так присутствует перед неизвестным, растет, обстановка вокруг лечения зубов накаляется, что не может не отразиться на поведении ребенка в кабинете врача. Если же ребенок уже имеет тревогу или страх перед лечением, то обещанные подарки вряд ли смогут быть достаточно весомым мотивом, чтобы побороть страхи - они, как правило, сильнее. Именно это и произошло в выше описанном случае. Детей, которые часто получают подарки от родителей или родственников, вообще ничем не удивишь, поэтому они легко отказываются от игрушек ради собственного спокойствия. Они знают, что получат их без особого труда через некоторое время. Из всего этого можно сделать вывод: не стоит обещать ребенку подарок перед походом к стоматологу. Он должен с детства усвоить, что посещение врача - это часть необходимой заботы о его здоровье, которая сама по себе ценна. Если ребенок проявил силу воли и поборол свою тревогу в кабинете у врача, сделайте для него что-нибудь приятное, но неожиданно, после приема, поощряя его за хорошее поведение, выразив ему таким образом свое одобрение и поддержку.

Ошибка седьмая: торопить процесс.

Мила пришла в клинику очень радостная, с удовольствием рисовала рисунки перед приемом, рассказывала о том, как она любит лечить зубы. Когда она выходила из кабинета врача, то была тоже очень довольна, несла в руке небольшой сувенир, подаренный ей стоматологом, и с интересом рассматривала его. Однако, как оказалось, приключения ее на сегодня еще не были закончены. Через несколько минут девочку снова пригласили в кабинет, теперь уже к другом врачу — гигиенисту. Там ей сделали гигиеническую чистку зубов. Мила вышла из кабинета спокойной и уставшей, на лице не осталось следов радости. Сегодня ее ждал еще один прием - у хирурга. После него Мила вышла с заплаканными глазами и ваткой, торчащей из угла рта, взгляд был совсем потухшим. Вряд ли девочка придет в клинику в следующий раз с радостью.

Ситуация, когда родители хотят сделать все и сразу, встречается не так уж редко. Видя, что ребенок хорошо сидит в кресле, они просят врача: «Давайте еще одну пломбу сегодня поставим». А у ребенка хватает терпения и физических сил только на один зуб. И если врач идет на поводу у родителей, то ребенок вместо удовольствия от лечения испытывает дискомфорт, получает негативный эмоциональный опыт, что, конечно же, отражается на его поведении у врача на следующем приеме.

Отсюда следующий совет: постарайтесь сохранить у малыша позитивные воспоминания о докторе и лечении. Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины и ощущением, что он плохой.

Я постаралась собрать в статье основные ошибки родителей, вследствие которых тревога детей перед лечением у стоматолога усиливается, что неизбежно отражается на поведении малышей в кабинете. С помощью соблюдения несложных правил этих ошибок можно избежать. Если же меры предосторожности не помогают - значит, есть другие обстоятельства, которые подкрепляют страх. В этом случае необходимо обратиться к специалисту - психологу или психотерапевту.

детский психоналитик Все публикации автора »
0
0
36
КОММЕНТАРИИ0
детский психоналитик
Все публикации автора »
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ