Психологическая служба в школе: для чего?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Психологическая служба в школе: для чего?


На правах рекламы


По отношению к системе образования в целом, психологическая служба в школе существует пока еще не так давно, хотя взаимосвязь психологии и педагогики очевидна. Однако для многих родителей сегодняшних школьников остается открытым вопрос о том, что именно делает психологическая служба и за что отвечает школьный психолог. 

Мы обратились к нормативным документам Министерства образования Российской Федерации и в письме от 27 июня 2003 года № 28-51513/16 нашли следующую формулировку: «Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)». 

Но как обеспечить нормальное развитие ребенка в школе и за ее пределами при всем многообразии и насыщенности сегодняшней социальной среды, когда точки зрения на норму развития разнятся не только у родителей и педагогов, но и у исследователей, создающих вполне эффективные теории и концепции развития? Как выбрать точку зрения, какой линии придерживаться? 

Для начала попробуем разобраться, какие «линии поддержки» или направления психологической работы вообще существуют в школьной практике. С кем работает школьный психолог и для чего?

Школа взросления
Не секрет, что каждая школа индивидуальна и обладает своим неповторимым обликом, и прежде всего это касается атмосферы, в которой находится ребенок вместе с педагогами во время учебного процесса и за его пределами – как в хорошем, так и в негативном смысле. Когда ребенок учится с удовольствием, успевает по всем предметам, с радостью спешит на занятия, мы часто не задумываемся, почему это так и за счет каких факторов школе удается быть интересной, полезной и привлекательной. Но если у ребенка возникли сложности, упала успеваемость, снизилось или пропало желание ходить в школу, нет друзей.… Вот тут мы и задумываемся о том, все ли в порядке в той среде, в которой наш ребенок проводит так много времени, зачастую делая это «через силу». 

Чтобы школа, как социальная среда, была для ребенка полезной, привлекательной и развивающей, необходима комплексная работа педагогического состава, специалистов по внешкольной работе, родителей и, конечно же, школьной психологической службы – полномасштабной и с хорошей подготовкой в области детской и возрастной психологии. И именно тогда есть возможность выявить и развить действительную индивидуальность ребенка, научить его правильно использовать свои лучшие стороны, быть эффективным в учебе и творческой деятельности, и, что немаловажно, научить ребенка быть социально успешным, опираясь на собственные ресурсы и развивая их. 

Сложная задача, не правда ли? Тем более что большинство из перечисленных выше возможностей относится к работе с личностными факторами – как ребенка, так и окружающих его взрослых. Психология, с одной стороны, помогает ребенку на протяжении всего периода школьного обучения выявить свои ресурсы и создать устойчивое, сильное внутриличностное пространство, воспитать готовность к переходу во внешкольную жизнь, развить социальную и эмоциональную компетентность. С другой стороны, психологическая служба (оговоримся – «правильная психологическая служба») помогает родителям и педагогам распознать и понять особенности личности ребенка, его состояний, возможностей и способностей и, в том числе, помогает правильно строить коммуникацию. Это означает, что взаимодействие с ребенком становится легче даже в так называемых «трудных периодах». 

Мы уверены, что трудный возраст бывает не у детей, а у тех, кто не знает, что с этим делать.

Для достижения таких комплексных эффектов в работе с детьми, их родителями и педагогами необходимо четко выделить направления усилий и воздействия школьной психологической службы. Чтобы точно определить успешные формы психологической работы в школе, мы обратились за практическим советом к А.М.Красильникову, руководителю кафедры психологии и руководителю психологической службы гимназии «Альма Матер», известной не только в Санкт-Петербурге, но и за его пределами благодаря особому подходу к развитию и обучению детей. При этом психологическая поддержка учебного процесса и всей воспитательной работы в гимназии всегда направлена на выявление и развитие индивидуальности ребенка, его лучших сторон и качеств – в любом возрасте, в любом классе, даже если ученик пришел в гимназию после так называемых «сложных» ситуаций в других школах. 

Работа в команде
Конечно, необходимо сотрудничество в рамках учебного процесса – с педагогами – и в рамках внешкольной работы – с родителями учащихся. Как мы уже говорили выше, социальная среда школы многообразна. И ребенок, независимо от возраста, должен уметь не только верно ориентироваться в ней и последовательно становиться гармоничной, успешной и развивающейся личностью, но и переносить свои навыки и возможности во внешкольную социальную среду. Это и есть ключевая цель каждой квалифицированной психологической службы в школе.

За счет чего удается психологам гимназии «Альма Матер» достигать реализации этой непростой цели? Прежде всего, за счет многосторонней и комплексной работы на всех трех уровнях: с каждым ребенком, с коллективом педагогов и с родителями учащихся. 

На каждом из этих уровней (или направлений) психологической работы происходит объединение усилий и синергия возможностей.

В работе с детьми и педагогами центральными факторами успеха психологической поддержки являются индивидуализация и дифференциация образования в зависимости от познавательных особенностей каждого ребенка: выявление способностей и ограничений, распределение по учебным группам, рекомендации по повышению эффективности. 

В работе с учениками на индивидуальных и групповых занятиях основной фокус внимания направлен на сохранение психологического здоровья учащихся, развитие самопознания, гармонизацию каждой отдельной личности, взаимоотношений между детьми и психологической атмосферы в гимназии в целом.

Работа, направленная на создание условий развития, потенциала для будущей самореализации требует участия не только ученика и педагогов, но и родителей, членов семьи. В данном случае психолог способствует формированию мировоззрения ребенка, вместе с родителями и педагогами закладывая фундамент эффективной самореализации. Это относится, в том числе, и к профориентационным мероприятиям, и к созданию мотивирующей среды в школе и дома, и к развитию особого отношения ученика и его родителей к успехам ребенка, к его школьной жизни как к части большого жизненного пути.

Каким образом надо организовать процесс психологического сопровождения, чтобы наиболее эффективно добиваться поставленных задач? По мнению А.М.Красильникова, прежде всего, необходимо увеличение временного ресурса психолога. Один психолог, даже очень талантливый и квалифицированный, просто не сможет охватить весь объем необходимой деятельности. Судите сами: все классы и их параллели, все родители и весь педагогический состав. Это действительно большой объем работы и по времени, и по загруженности. Поэтому для эффективной комплексной поддержки необходима полномасштабная служба из нескольких профессиональных психологов. 

На сегодняшний день уже никого не удивляет наличие, например, кафедры иностранных языков в школе или кафедры словесности, где численность преподавателей позволяет охватить весь объем учащихся и дать им необходимые знания. Так и с психологической службой: это полноценная кафедра, которая не только занимается диагностикой проблем и рекомендациями, но и проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися, консультирует родителей, детей и педагогов, активно способствует созданию творческой и развивающей атмосферы в гимназии. Это действительно эффективно, ведь мир вокруг нас меняется так стремительно, и наши дети должны быть готовы к своим будущим успехам и свершениям, а мы должны уметь понять их и поддержать. 
0
0
279
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ