Правильное решение
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Правильное решение

Несмотря на специфичную историю (подробнее читайте здесь) клиентки, диалог на форуме вышел полемичный. Татьяна Петроченко, наш консультирующий психолог, изучив мнения читателей о ситуации, в которую попала героиня истории, Инга, делится своими наблюдениями и выводами.

«За», «против», «воздержался»

Некоторые увидели в нём близкие сердцу мотивы:

  • «Хорошая задачка... Точь-в-точь мои родители... Радует одно - мы живем раздельно».
  • «У меня примерно такая же ситуация со свекровью, как в задачке».«Была в похожей ситуации. Разница только в том, что свекровь приезжала раз в неделю. Но может именно поэтому бабушкины слова так четко врезАлись ребёнку в голову, причем любые высказывания, а не только на тему религии».

Некоторые участницы  встали по другую сторону баррикад, причём довольно категорично:
  • «Мне кажется, мама в этой ситуации слегка неадекватна, явно преувеличивает проблему».
  • «Тёте 38 лет, и она до сих пор всей семьёй живет со свекровью... Надо жить отдельно и не будет проблем. Не нравится бабушкина религия ― нечего постоянно пользоваться её помощью! А то оставить ребенка на вечер ― это нормально, а если бабушка про боженьку говорит, то всё, туши свет!»

Кроме «за» и «против», нашлись воздержавшиеся:

  • «Что-то я не очень понимаю, зачем опять поднимать тему веры. Это ведь очень тонкий деликатный вопрос, и решаться он должен внутри семьи. Зачем выносить его на всеобщее обсуждение? Я думала, в этой рубрике будут затронуты более общие вопросы. А тут опять пытаются столкнуть лбами верующих и не верующих»

Мне хочется сказать, что вера не только очень личный вопрос, но и чрезмерно общий. Если бы он был только личный, не было бы крестовых походов, инквизиции, радикальных исламистов, скитающегося Далай-Ламы, наконец, распятого Христа. Вера, зачастую, не только духовный поиск, путь и обретение, но идеология.

В произошедшей с моей клиенткой истории, хоть и не так масштабно, именно этот её феномен и проявился. Идеология бабушки столкнулась с идеологией мамы. Подтверждением этому является пример столкновения подобных семейных идеологий одной из участниц диалога:

  • «Сын как раз пошел в школу (6,5 лет) ― я объясняю, что надо учиться, стараться, тогда вырастешь и сможешь найти интересную работу, общаться с интересными людьми. А ребёнок отвечает: «А зачем мне стараться, ведь всё равно на все воля Божья, как Бог повелит, так всё и будет». И так на все мои высказывания. Я тоже была в бешенстве. Он очень упрямый и иногда нужны месяцы, чтобы избавить его от каких-то «настроек». Я не считаю, что героиня преувеличивает проблему.

Вот, что значит неправильно преподнесенный материал, легший на неокрепший детский мозг. 

Спасибо мамам, высказавшим много разумных и дельных предложений по поводу описанной истории. Особо хочу подчеркнуть идеи, направленные на всестороннее развитие ребенка, вовлечение его в творческие занятия, знакомство  с религиозно-культурным контекстом разных конфессий:

  • «Мне кажется, важно продолжить образование. Но купить не только детскую Библию, а Коран и Бхагават Гиту для детей. Показать ребенку католические обряды, рассказать про индейские культы. А если у вас есть знакомые евреи, мусульмане или буддисты ― вообще красота! Попросите их рассказать ребенку о своей религии».
  • «Возможно, ребенок перерастет этот интерес, появятся другие темы (может быть, стоит стимулировать развитие ребенка и почаще водить его в театр, на экскурсии, в кружки по вечерам) и проблема сама собой рассосется».
  • «А можно организовать так досуг девочки, чтобы  бабушка водила её на кружки, подготовку к школе ― это даст бабушке и внучке почву для новых тем разговоров и поможет девочке обрести новые интересы и увлечения».
  • «Хорошо бы  маме рассказать дочке про разные религии и озвучить собственное отношение к вере...»

Расширяем границы!

Мамы, безусловно, правы в том, что показывая ребенку разных «богов», мы расширяем его горизонты мышления и восприятия, учим смотреть на мир широко открытыми любопытными глазами.

Пока у ребёнка сказочно-метафорическое восприятие религии, ему впитывать и понимать мифологию и обряды разных верований лёгко и увлекательно. И бабушка в этом случае, будет не единственным источником знаний о вере и Боге. К слову, этот путь познания веры не конфликтный, поскольку ребенком движет любопытство, а родители способны удовлетворить таким вот адекватным способом.

А дальше родители, семья смогут направлять душу ребенка в сторону их духовного пути, им близкого и понятного. У кого-то это будет искусство и творчество, у кого-то природа, у кого-то религиозное образование…

Интересным мне показался рецепт одной из мам:

  • «Внучку можно слегка потроллить: веришь в Боженьку? Хорошо, сейчас пост: никакого телевизора, компьютера, сладкого и погулять. Учёба и молитва, пусть бабушка научит».

Я теряюсь: то ли с юмором отнестись к этому чудному совету, то ли пожалеть ― может кто-то в свое время троллил эту добрую женщину?!

Развязка истории

Я готова рассказать, чем закончилась история с героинями нашего психологического сюжета.

С мамой и дочкой у меня состоялось несколько встреч, на протяжении которых каждая из них отрабатывала свою историю. Девочка строила дивные песочные картины обо всем на свете, а по сути, о своем внутреннем и внешнем мире. Часто в них кто-то был Богом. Иногда это была фигурка царя, иногда большая белая птица, иногда фараон, а как-то раз даже кристалл соли из Сахары. Мама по мере смены Богов успокаивалась и, зачастую, уже с юмором рассуждала о своей ситуации.

При этом, по ходу наших бесед и осмысления своей семейной ситуации, Инга делала вполне зрелые и глубокие выводы в отношении свекрови, своих личных ценностей и жизненных опор. Например, о том, что пора самой честно отнестись к своим душевным исканиям и стопорам, прежде чем отрицать и отвергать. Что было здорово записать девочку в художественную или музыкальную школу. Что именно благодаря этой конфликтной ситуации, она впервые задала себе вопросы: «А во что я верю, что есть мой Бог, мы с ним в каких отношениях?»

Инга не сразу и с трудом, но всё же признала, что её раздражение и злость на свекровь по большому счёту вызваны были не столько рассказами о Боге, а чувством вины, что оставляет дочку из-за работы, и ревностью к их совместному с бабушкой  времени. После того, как девочка пошла учиться в музыкальную школу, они стали больше времени проводить вместе – поездки на музыку, домашние задания, прослушивание в машине детских песен.  Кстати, бабушка с большим энтузиазмом отнеслась к музыкальным занятиям внучки, и они часто вместе распевают детские песни и устраивают «самодельные концерты».

Сейчас Инга вместе со мной читает комментарий на форуме:

  • «Можно предложить Инге вообразить, что она оказалась примерно в бабушкиной ситуации. Допустим, у неё есть какое-то серьёзное увлечение в жизни. Например, театр. И в один прекрасный момент муж ей говорит: «Я не имею ничего плохого в отношении театров, но я не хочу, чтобы с ребёнком говорили об этом. Я хочу, чтобы дочка выросла спортсменкой, поэтом ей надо много об этом знать. Рассказывай ей про разные виды спорта, а в свободное время занимайся с ней физическим развитием: силовыми тренировками, растяжкой, бегом. А сама можешь иногда ходить в театр с подругами, например, когда мы дома смотрим футбол»

Инга улыбается, и я понимаю — острый период болезни позади, впереди — полное выздоровление. Инга поняла, что сама поставила ситуацию в тупик своими неразрешенными вопросами, сомнениями и табу в отношении свекрови и дочки.

«Теперь все будет иначе», ― говорит наша героиня.

Вместо постскриптума: чужие свои истории

Часто бывает так, что клиент приходит на первичный приём с одним запросом, а, по мере формирования доверия и возрастания смелости, начинает размышлять о себе, о жизни, о близких. Нередко у такого ищущего человека возникают потребности обратиться к вопросам более высокого порядка, заглянуть глубже в свою душу, свою жизнь, смелее говорить о своих чувствах, мечтах и сомнениях. Так произошло и с Ингой, которая сумела найти ответы на те вопросы, которые прежде не смела себе даже задать.

Большое спасибо всем, кто искренне и заинтересованно включился в диалог, высказывал свои мнения, предлагал решения ситуации. Но тем и ценны чужие истории для зрителей, что они почти всегда чуточку свои: ведь даже если мы слушаем историю не про себя, мы находим в ней отголоски своих эмоций и отблески своих переживаний.  

Решала психологическую задачу Татьяна Петроченко
Записала Ира Форд
Обсудить на форуме

0
0
8
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ