Родительство: литература к спецкурсу
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Родительство: литература к спецкурсу

…Однажды к А. С. Макаренко пришла молодая мать и спросила, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка.
- А сколько лет вашему ребенку? — поинтересовался Антон Семенович.
- Ему всего три недели.
- Ну что ж… Вы опоздали ровно на три недели.
А. И. Пантелеев. "Наша Маша. Книга для родителей"

 

Если собрать в одной книге все вопросы, которые мучают молодых родителей, получится том, не уступающий по толщине бумажному изданию Википедии. А в ней, как известно, пять тысяч страниц. Все тревожащие вопросы постоянно крутятся в головах новоявленных мам и пап! Как не выбиться из сил, пытаясь разобраться со всеми проблемами сразу? Вам в помощь наш обзор родительской «спецлитературы».

 

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир. Кажется, еще далеко и начальная школа, когда ребенку придется впервые войти в полноценный социум, и полный штормов и подводных камней подростковый период. Однако думать о будущем пора с первых месяцев жизни малыша. Цитируя автора одной из популярнейших методик раннего развития Масару Ибуку, заметим: после трех уже поздно!

Чтобы был здоровым!
С рождения необходимо пристально следить за здоровьем и поведением ребенка. Правильное питание, сон, гимнастика — порой ответ на важный вопрос требуется немедленно. Еще лет тридцать назад молодым родителям были доступны, пожалуй, только книги доктора Бенджамина Спока. Доктор Спок использовал опыт педиатрии и психоанализа, создав энциклопедические пособия для родителей, где освещаются вопросы детского здоровья, питания, воспитания. Книга «Ребенок и уход за ним» остается востребованной до сих пор. Хотя некоторые советы за давностью лет (впервые она была издана в 1946 году) утратили актуальность, но иметь ее на полке не помешает и в двадцать первом веке.

Большинство современных авторов не отрицают опыт Спока, а скорее перерабатывают его под новые условия жизни. Они уделяют внимание как вопросам физиологии, так и психологии, развития ребенка. Уильям и Марта Сирс — семейная пара, родители восьмерых детей — создали целую библиотеку книг для родителей, используя свой жизненный и врачебный опыт. В их книгах можно найти практические советы по уходу за малышами. Полезные рекомендации супругов Сирс также помогут находить общий язык с детьми на каждом этапа их взросления.

Среди российских авторов наиболее полно пишет об уходе за детьми Евгений Комаровский. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» есть советы по обустройству жизни ребенка, подробный рассказ о возможных болезнях и опасностях, а также рекомендации по укреплению нервной системы родителей. Кроме того, Комаровский — автор серии «Справочников здравомыслящих родителей», призванных помочь в профилактике и лечении детских инфекций.

 

Чтобы был развитым!
Но важно не только здоровье. Помимо родительской любви и внимания зачастую требуется знание методик развития. Позволять малышу делать все, что вздумается? Или с пеленок приучать к буквам и слогам, чтобы к пяти годам он самостоятельно читал Бажова и Линдгрен? С детства погружать его в мир спорта, воспитывая в здоровом теле здоровый дух? Как не переусердствовать и органично привить ребенку необходимые навыки? В этом помогут разобраться разработанные педиатрами и психологами методики. В чем-то они пересекаются между собой, в чем-то — категорически не сходятся. В каждой из них во главе угла что-то свое: здоровье, чтение, мелкая моторика. Выбирая ту или иную методику, стоит помнить, что применять к ребенку жесткие требования, по меньшей мере, неправильно. У каждого малыша свой темп развития и познания мира. В любом случае придется запастись терпением и подручными материалами.

Дети крайне восприимчивы к обучению, и при правильном подходе можно очень рано понять, к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую «среду», разместив на большом пространстве различные предметы и материалы, а затем позволить малышу самостоятельно выбирать, что ему интереснее. Стоит обратить внимание, что этот метод больше подходит для занятий, проводимых воспитателями в группах, и предполагает в первую очередь развитие самостоятельности, логики, наблюдательности, а не ранее обучение чтению и счету.

Методика Глена Домана Гармоничное развитие ребенка»), напротив, ориентирована на занятия родителей со своим ребенком. Упражнения, разработанные Доманом, отлично тренируют память и дают ребенку огромную базу знаний уже в первые годы жизни. Доман предлагает использовать для обучения карточки с различными фактами из области географии, истории, биологии, а также с первых месяцев учить чтению и счету.

 

К родителям обращена и книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан, одной из самых известных мам в мире. В основе ее методики лежит внимание к своему ребенку, постепенное раскрытие его индивидуального потенциала, а советы или упражнения варьируются в зависимости от того, к чему у ребенка возникает интерес. Лупан превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

Российскими педагогами разработаны целые комплексы игр, призванных развить творческие способности ребенка и его мышление. Например, головоломки Бориса и Елены Никитиных, тренирующие логику и образное мышление ребенка («Интеллектуальные игры» Б. Никитина), или кубики с цифрами и буквами Николая Зайцева, к которым прилагается подробное «руководство по эксплуатации»: можно распевать слоги или складывать слова, обращаться к таблицам слогов (есть и отдельные — по арифметике). Занимающиеся по этой методике дети к четырем годам самостоятельно читают, а к пяти умеют считать до ста.

Конечно же, интерес к книге невозможно привить только с помощью кубиков и таблиц. Детские издания с красочными иллюстрациями, простыми и звучными стишками, а также книжки, способные выдержать самый активный интерес малышей, — все это неотъемлемый арсенал родителей, желающих развить в детях любовь к чтению. Существуют также книги, не только сочетающие понятные и яркие картинки с загадками и сказками, но и созданные из экологически чистых материалов. Превращение чтения в веселую игру с пазлами или картонными вставками, а то и в «литературное купание», сразу располагает к процессу.

  

Авторских методик обучения чтению множество! В книге «Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагается череда игр и нескучных занятий, с помощью которых можно подвести ребенка к чтению постепенно, не отбивая охоту держать в руках книгу. Речь идет о детях четырех-шести лет, так что эта методика подходит родителям, считающим, что торопить события вредно для ребенка. В приложении есть множество практических заготовок, а сами задания затрагивают все важные для ребенка стороны развития — и сенсорику, и моторику, и становление речи. Автор, профессиональный педагог, также приводит самые частые ошибки, которые делают неопытные родители, желающие отправить ребенка в школу уже читающим, и рассказывает, как их избежать.

Однако формирование мировоззрения и личностных качеств все равно определяется в большей степени не тем, как рано он научится читать и считать, а той средой, которая окружает ребенка. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями — эмоциональной нестабильностью или недоверием, родителям важно контролировать все стороны взаимодействия с детьми. Масару Ибука («После трех уже поздно»), основатель компании Sony и автор одной из самых популярных методик раннего развития, предлагает уникальную систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка — от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству. Он делает акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, настаивая на том, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука подчеркивает, что для детей не существует «слишком сложных» вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания.

Чтобы был воспитанным!
Развитие когнитивных способностей ребенка — это только одно из направлений, в которых родителям нужно постараться получить квалификацию магистров. Очень важно достичь взаимопонимания со своим сыном или дочерью, а ведь детская психика намного сложнее, чем может показаться. Как объяснить малышу, что можно и что нельзя, не разбудив обиды и добившись своей цели? Как реагировать на слезы или замкнутость, как, наконец, рассказывать о том, что сами-то взрослые представляют себе с трудом?

Кроме неподъемных трудов о детской психологии есть множество книг, в которых родители могут найти ответ на главный вопрос: как понять своего ребенка? Среди них, например, «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями» английского психоаналитика Дональда Винникотта, доступно отражающие важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении. «Книга для неидеальных родителей» практикующего психолога Ирины Млодик посвящена описанию возрастных особенностей детей и факторов, влияющих на их чувства и желания. Поклонникам современной американской популярной психологии будет интересно познакомиться с методикой Джона Грэя в книге «Дети с небес», а приобщиться к практике можно, прочитав книгу Елены Николаевой «111 баек детских психологов».

 

Много полезных рекомендаций и советов можно найти в книге известного писателя, психотерапевта и психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок». Как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст — Леви делится с родителями профессиональными секретами, но при этом не призывает родителей следовать какой-то четкой схеме воспитания. Такой, разумеется, просто не существует.

Главное, с чем мамам и папам придется смириться, это что учиться придется не только ребенку. В книге «Воспитываем ребенка? Или себя?» практикующий психолог Светлана Иевлева предлагает родителям поразмышлять о том, из-за чего дети ведут себя так, а не иначе, и как выйти из затруднительного положения. Ведь именно от родителей в итоге зависит, как спустя много лет адаптируется ребенок к самостоятельной жизни. Она рассматривает все периоды взросления — от рождения до школьного возраста — и снабжает подробными комментариями бытовые ситуации, которые, оказывается, иногда играют большую роль, чем кажется на первый взгляд.

Детям свойственно ставить взрослых в тупик, и иногда их изобретательность поражает. Найти правильный и понятный ответ порой не так просто. Нужно взглянуть на мир глазами ребенка — и обнаружить другую, отличающуюся от взрослой логику и новые законы реальности. В этом могут помочь книги Адель Фабер и Элейн МазлишКак говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили», американского психолога и педагога Эды ле ШанКогда ваш ребенок сводит вас с ума»), нашей соотечественницы Юлии Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?»). Бретт Дорис написала книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», в которой рассказывает, как помочь детям преодолевать страхи и тревоги, а в разрешении всевозможных конфликтов родителей проинструктируют Екатерина МурашоваВаш непонятный ребенок») и Елена АлексееваКак понять ребенка»). Чувства детей, особенности поведения, всевозможные фобии — эти книги помогут найти с ребенком общий язык.

Литературы, призванной помочь родителям сориентироваться в детском мире, очень много. Если вы ждете прибавления в семье или вокруг уже ползает (а то и вовсю бегает) карапуз — готовьтесь освобождать место на полках!

 

Дарья Бухарова
Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру
Обсудить на форуме

0
0
19
КОММЕНТАРИИ0
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ