Вот почему пластилиновая анимация и иллюстрация так популярны во всем мире.
Вылепленные вручную герои выглядят особенно уютно и основательно. Сразу
вспоминаются чисто английские приключения Уоллеса и Громита или классические
отечественные мультфильмы. Например, всеми любимая «Пластилиновая ворона» или
буквально записанная на подкорку у целых поколений детей заставка к «Спокойной
ночи, малыши».
Российская мультипликационная студия «Пилот» до сих пор бережно сохраняет
традиции пластилиновой анимации, заложенной еще ее вдохновителем Александром
Татарским, и продолжает снимать свои знаменитые мультфильмы, например, «Гору
самоцветов». Немного подглядеть за «кухней» студии «Пилот», а заодно и выучить
азбуку можно с серией книг «Пластилиновая
азбука». В ее основу лег новейший проект студии ― серия мультфильмов,
посвященных буквам русского алфавита. «Пластилиновая азбука» — это весь алфавит
в десяти книгах; здесь пластилиновые картинки и веселые стихи дополняются
инструкциями по лепке, созданными выдающимися российскими аниматорами. Это
первая азбука, которая учит ребенка проектному мышлению и предлагает
постепенный переход от простого к сложному, от частного к общему, от отдельных
букв к целому алфавиту.
Художница и писательница Анна
Игнатова создает шедевры из пластилина, а еще придумывает истории и сказки
об этом материале. Что происходит в тот момент, когда дети или взрослые
сосредоточенно лепят из пластилина? У нее точно есть ответ на этот вопрос.
Настоящую революцию в мире лепки из пластилина совершил израильский художник и педагог Рони Орен.
Он открыл главные секреты пластилина, знание которых позволяет детям создавать
множество разных существ, руководствуясь всего несколькими правилами.
Во-первых, все звери и предметы, которые предлагает слепить Орен, сделаны из трех
основных элементов ― шариков, валиков и лепешек.
Во-вторых, пластилин (как и краски) можно смешивать на базе белого цвета,
используя его для создания новых оттенков.
Книжки Орена построены просто безупречно. Сначала он показывает целую
пластилиновую сценку, а на следующем развороте разнимает ее на части, чтобы
объяснить, как это сделать. Скажете, что в этом слишком много холодной
механики? Но Орен сразу оговаривает, что он дает базу, которой ребенок может
следовать, но не во всем. Он может изменить, цвета, героев, детали и т.д.
Вторая важнейшая вещь в книгах Орена ― контекст. Многие «пластилиновые»
книги учат лепить отдельные фигуры или предметы, но что с ними делать дальше? У
Орена на каждой странице разыгрываются смешные сценки, часто пластилиновые
персонажи оказываются в патовой ситуации, выход из которой должен придумать сам
ребенок.
Вот почему этот материал так важен для детского творческого развития. Это не
только пресловутая мелкая моторика и усидчивость, хотя и они очень важны. Это
еще и отличный повод для совместного творчества с ребенком. Если он еще слишком
мал или у него не получаются сложные детали, то можно разделить обязанности ―
кто-то будет лепить базовые формы фигурок, а кто-то ― готовить детали
посложнее.
Единожды созданная пластилиновая фигурка вовсе не должна быть статичной. Ее
позы, жесты, выражение лица и отдельные аксессуары могут меняться в зависимости
от развития истории.
Пластилин дает возможность создать своими руками не виртуальный, а вполне
реальный весомый мир, про который можно будет сочинять истории и рассказывать
сказки. Поэтому современные книги по лепке из пластилина часто предстают в виде
набора сюжетов и историй, которые может слепить ребенок. Так появляются «Забавные
монстры», «Пластилиновый космос», «Ферма из пластилина» и т.д. Ведь работая с
пластилином, можно поочередно примерить на себя роль скульптора, художника,
режиссера, сценариста, рассказчика, декоратора.
Наталия Стрельникова
Статья предоставлена книжным интернет-магазином «Лабиринт.ру»
Обсудить на форуме