«Лабиринт» продолжает цикл летних акций для всех любителей иллюстрированной детской книги. Каждую неделю мы «открываем» для вас одного из художников-иллюстраторов. И каждую неделю будет действовать дополнительная скидка 8% на его книги. Срок действия скидки — с понедельника по воскресенье.
Отец и сын Чарушины
— художники, посвятившие себя графике,
в особенности — детской анималистической иллюстрации. Благодаря династии
Чарушиных существует множество чудесных книжек для малышей, рассказывающих о
самых разных животных: и диких, и домашних, и экзотических.
Евгений Чарушин — наверное, первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки,
Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Благодаря
точности и достоверности линии Чарушина и одновременно ее легкости, у малышей,
только познающих мир, сразу складывается представление о каждом живом существе.
Пойманный художником образ, запечатленный на страницах любимой детской книжки,
сохранится на долгие годы.
Евгений Чарушин
родился в 1901 году на Урале, в семье архитектора. С детства он рисовал, по его
собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». В
огромном саду у дома жило множество животных и птиц — настоящий домашний
зоопарк. За всеми ними маленький Женя Чарушин ухаживал и наблюдал. А любимой
его книгой стала «Жизнь животных» А. Э. Брэма, которая увлекла его больше любой
подростковой приключенческой литературы.
Любовь и
внимательность к миру природы помогли ему передать до мелочей точно повадки и
движения животных. За каждым рисунком раскрывается целая история: вот
нахохлилась ворона, вот сжался осиротевший медвежонок, вот весело скачет
маленький щенок. Внимательность и любопытство, участие и желание погрузиться в
незнакомый мир, свойственные детскому восприятию, сохранились и в более поздних
его работах – поэтому они так трогают и увлекают.
Первые книжные
иллюстрации Евгений Чарушин нарисовал к рассказу Бианки «Мурзук». Один из этих
рисунков был приобретен Государственной Третьяковской галереей. С этого момента
началось его тесное сотрудничество с издателями детской литературы. До войны он
проиллюстрировал более двух десятков книг для детей, а после — не только
рисовал, но и занимался фарфоровой пластикой и скульптурой. Но животный мир
оставался главной темой его работ. Последней книгой, проиллюстрированной им,
стали «Детки в клетке» Маршака. В 1965 году, посмертно, Евгению Чарушину была
присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Евгений Чарушин
писал и сам. Он начал творить по совету Маршака, а о его рассказах тепло
отзывался Максим Горький. Рассказы эти сохранили свежесть детского взгляда;
простого, ясного восприятия жизни; доброту, которая так важна для маленьких
читателей. «Птенцы», «Две мышки», «Волчишко», рассказы про Тюпу и Томку — немало историй для малышей были написаны и проиллюстрированы им. Их можно
назвать «научными сказками» — они пронизаны сказочной поэтикой, но основаны на
точных и любовных наблюдениях. И в слове, и в графике Чарушин работает с
образом ярким, объемным, живым, полным мелочей и деталей.
Его сын, Никита
Евгеньевич Чарушин, тоже посвятил себя анималистической детской книге. Первым его учителем стал
отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за
жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание
передать животный мир — творческой задачей, над реализацией которой художник
работал всю жизнь.
Рассказы Бианки, Соколова-Микитова,
Сладкова, Киплинга с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских
и международных конкурсах не случайно. Никита Чарушин видел в природе
удивительную пластику, отразить которую в творчестве — и есть высочайшее
мастерство. На его рисунках животные не покидают свою среду: даже отмеченные
штрихами, деревья, травы, листья все равно присутствуют. Природа гармонична,
присматриваясь к ней, не найдешь изъянов ни в чем: ни в пестром окрасе перьев,
ни во мхе, покрывающем кору деревьев.
Никита Чарушин
никогда не придает зверям и птицам человеческие черты, не пытается изменить их
природу в угоду сюжету. Его рисунки основаны на наблюдении за природой, а
характер животного и его повадки можно понять с первого взгляда. Медведь,
вразвалку выбирающийся на поляну из леса, или стремительная, опасная, гибкая
рысь, замершая на сломанном дереве — каждый рисунок показывает кусочек большого
мира. Для художника крайне важно было соединить познавательность и
художественную образность, показать, как многообразен мир, как много в нем
деталей.
Чарушины — не
устаревающие художники, их не перестают переиздавать, ведь их иллюстрации —
одни из самых ясных и точных представлений мира природы для тех, кто только
делает первые шаги в его познании. Животный мир не подвержен изменениям так,
как человеческая цивилизация, хотя все больше современных детей никогда не
видели индюшек и поросят так же близко, как Женя Чарушин в детстве. А Никита
Чарушин обращается и к экзотической природе («Сказки с далеких берегов» Киплинга), и к родной («Кто о чем поет» Бианки), и всегда его рисунки позволяют,
как живых, представить обитателей того или иного края, зверей и птиц. Но
главным остается чувство любви, вложенное в каждый штрих, каждую линию их
рисунков.
Дарья Бухарова
Статья
предоставлена книжным интернет-магазином «Лабиринт.ру»
Обсудить на форуме