Топ-5 современных методик развития малышей
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Топ-5 современных методик развития малышей

Мы представляем обзор пяти методик, которые точно подойдут ребенку от года до двух лет (впрочем, их можно активно применять как для малышей более раннего, так и более старшего возраста).

Ранее по теме: Топ-5 современных методик развития малышей от рождения до года


Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Мария Гмошинская разработала методику, по которой примерно с того момента, как ребенок начинает уверенно сидеть, ему предлагается рисование красками. Но больший вкус к рисованию ребенок осознает, начав ходить — навык прямохождения открывает юному художнику новые горизонты и будит исследовательский интерес.

Описание методики. Малышу потребуются краски и художественное полотно — это может быть альбомный лист, лист ватмана или обратная сторона рулона обоев. Всё! Кисточка — это для продвинутых художников, вначале малышу вполне хватит его пальцев. Применение пальчиковых манипуляций способствует развитию речи и памяти малыша, психической устойчивости, положительно влияет на цветовосприятие и обеспечивает малышу (и маме!) интересное бодрствование.

Методика рассчитана на неленивых родителей и их детей.

В основе методики — творческая свобода юного художника. Малышу можно все: можно рисовать пальцами, а можно всей ладошкой.  

Есть нюанс! Родителям не рекомендуется вмешиваться в процесс рисования, можно только ассистировать — вытирать руки от краски, менять воду в стаканчике, а когда ребенок освоит навыки живописи (обычно такое случается к полутора-двум годам) и будет рисовать самостоятельно, родители могут ненавязчиво контролировать ситуацию. Но не больше!

Частное мнение. Александра: «Мы с мужем стали родителями в очень зрелом возрасте и готовились к рождению малыша «по полной»: зная о методике Марии Гмошинской, адаптировали к ней ремонт в детской комнате. Кто-то крутил пальцем у виска и говорил, что это too much, а мы ни разу не пожалели о проделанном эксперименте: у дочки (ей сейчас 7 лет) есть желание стать художницей и определенные способности к рисованию. А раскрашенные от пола до полтолка обои мы давно переклеили».

 

Мягкая школа

Методику Семейной мягкой школы разработала коррекционный педагог Элла Глушкова более 20 лет назад: с тех пор эта методика не утратила своей актуальности и с каждым годом привлекает к себе все больше последователей.

Описание методики. Мягкая школа — система специальных физических игровых упражнений, направленных на то, чтобы развить у малыша (и его родителей) восприимчивость к окружающим, стать более свободными и научиться находить решение в самых сложных ситуациях.

Методика рассчитана на родителей, готовых практиковать взаимодействие через телесный контакт с ребенком (объятия, ползание, выкручивания, акробатику и т.д.), открытых творчеству, спонтанности, нацеленных на обучение ребенка преодолению трудностей.

В основе методики принцип «не помешай!» (тому, что заложено в ребенке, что поможет ему реализовать себя) и принцип единства психики и тела, внутреннего и внешнего состояния.

Есть нюанс! Успех методики во многом зависит от того, сможет ли (и в какой степени) родитель настроиться на одну волну с инструктором, насколько сможет доверять ему. Если это произошло, успех пары «мама-малыш» (или «папа-малыш») гарантирован и родителям останется только удивиться потребности своего ребенка «идти туда, где сложно» и осваивать все новые ситуации, открывая в себе с каждым разом большие возможности.  


Частное мнение. Екатерина: «На занятиях Мягкой школы комфортно не всем взрослым — там достаточно много телесного контакта, который многими воспринимается с трудом. Но если сделать занятия регулярными, то к этому контакту привыкаешь. Для меня главная сложность состояла в том, чтобы сдержаться и позволить ребенку самому справляться с трудностями: я была готова по первому хныканью при выполнении упражнений броситься из другого конца зала или шепотом начать советовать что-то очень ценное. Прошло несколько занятий, прежде чем я осознала, что Стас может обойтись и без моего чуткого руководства; когда у него все получалось, он выглядел очень довольным. Однажды мы с сыном уговорили пойти на занятие нашего папу, и Стас был счастлив тому, что мы играем всей семейкой!»

Масару Ибука и методика «После трёх уже поздно»

Японский автор Масару Ибука, автор книги-методики «После трёх уже поздно», считает, что к трем годам развитие клеток головного мозга завершено на 70-80% и родители должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга.

Описание методики. «Умственное развитие ребёнка от рождения до 3 лет, — пишет Масару Ибука, — по своим возможностям аналогично развитию от 4 до 17 лет». И наставляет: «Долг родителей — предоставить своему ребёнку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не надо бояться «перекормить» или перевозбудить ребенка… детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребёнка». Собственно, в этом и состоит методика — насыщение детского мозга — методичное и разноплановое.

Методика рассчитана на родителей, которые согласны с тем, что окружающая ребенка среда оказывает на него большее влияние, чем гены. И что любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь (и в частности, впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей ребенка и его поступков), — а значит, нужно позаботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.

В основе методики убеждение: мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. И родителей не должно беспокоить, сколько сил и энергии на освоение новых знаний затратит малыш. А вот что родителям стоит знать, так это то, что многие навыки, если их не усвоить в раннем детстве, в дальнейшей жизни будет приобрести или очень сложно, или даже невозможно.  

 

Есть нюанс! Исследования подтверждают, что до трех лет детям легче дается изучение иностранных языков, у них быстрее развивается музыкальный слух и эффективнее формируются физические способности — координация движений, чувство равновесия, способность к обучению плаванию.

Частное мнение: Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, США: «Я думаю, что книга «После трёх уже поздно» — одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все живущие на Земле родители». 

Методика Елены и Бориса Никитиных

Елена и Борис Никитины, родители семерых детей, заговорили о необходимости раннего развития малышей одни из первых в нашей стране. Их методика сформировалась около полувека назад и до сих пор актуальна!

Описание методики. «Чем раньше — тем лучше», — считали Никитины. Раннее развитие младенца, по их мнению, начиналось со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов (по крайней мере, на этом настаивает Википедия). Изначально акцент в методике делался на физическое развитие ребенка (это было связано с соматическими заболеваниями детей в семье Никитиных), а в дальнейшем методика обогатилась пунктами, направленными на интеллектуальное развитие — среди них как акцент на обязательности развивающей среды для ребенка, так и логические игры, созданные Борисом Никитиным.

Методика рассчитана на родителей, которые разделяют принципы Макаренко и готовы заменить консервативный подход «детей надо воспитывать» на подход «лучшее воспитание детей — сотрудничество с ними».  

В основе методики три принципа, сформулированные Никитиными: создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр), свобода творчества детей в занятиях и родительское неравнодушие.

 

Есть нюанс! Сейчас, когда говорят о методике Никитиных, чаще всего имеют в виду не домашнюю среду и отношение к ребенку (отсутствие пеленания, манежей, колясок, свобода передвижения ребенка по квартире, доступ ребенка к взрослым вещам — например, кухонной утвари, получение собственного опыта жизни с первых лет, выработка собственной мотивации), а систему развивающих игр («Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб»), разработанных Никитиными.

Частное мнение: Анна Никитина, одна из дочерей Никитиных: «Моя мама называла нас, своих детей, «мои семь университетов». Я согласна: свои дети —– это очень неплохое образование, если, конечно, не сбегаешь с «семинаров», не нанимаешь «репетиторов» и не избегаешь постоянных «тренингов»».

Форумчанка Go-moku: «В основе методики Никитиных — толковая и интересная идея. А вот дидактическое сопровождение методики, игры — не совсем того-с. Всё прочитанное переработано и реализовано с существенными правками, иногда отличными от оригинала. При этом совершенно точно могу сказать, что изначальный посыл методики пришёл из книг Никитиных».

Методика Лены Даниловой

Мама пяти детей Лена Данилова увлеклась идеями раннего развития после рождения старшего сына, а, изучив методики разных авторов, начала формулировать свои принципы материнства, создавать игры, развивающие пособия, плакаты, а в дальнейшем стала и автором серии комплексов спортивных упражнений для самых маленьких.

Описание методики. В основе методики Лены Даниловой активная позиция матери по отношению к ребенку, помогающая достичь взаимопонимания разными способами. «Каждый ребенок индивидуален, — настаивает Лена, и родителям следует помнить, что он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом». А дальше в помощь маме приходят игрушки из простейших подручных материалов, которые дадут ребенку массу тактильных, звуковых, зрительных и обонятельных ощущений; книги, написанные для ребенка крупными понятными буквами; кубики с буквами или слогами; прогулки; чтение книг; спортивные занятия и — рефреном — бесконечные разговоры с малышом: «Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке — речь взрослого важнее любого методического пособия». Детальнее и подробнее о методике Даниловой можно узнать на сайте.

 

Методика рассчитана на родителей, которые готовы пересмотреть свои взгляды к обустройству детской комнаты (для начала заменив кроватку с рюшечками на кроватку с турничками и лесенками, а в дальнейшем установить в комнате детский спортивный комплекс) и превратить стены детской комнаты в обучающую среду.  

В основе методики лежат два принципа: нужно позволять ребенку свободно двигаться («Не позволяйте угасать тем рефлексам малыша, с которыми он появляется на свет. Поощряйте рефлекторное ползание, ходьбу, попытки все схватить, потрогать и удержать в крохотных ручках!») и пошаговое, поэтапное развитие (в том числе интеллектуальное): от очень простого — к простому, от простого — к сложному, от сложного — к очень сложному.

Есть нюанс! «Не нужно ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения, — говорит Лена Данилова. — Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша». 

Частное мнение. Екатерина: «Я слушаю бесплатные вебинары Лены Даниловой, читаю форум на её сайте, прошла онлайн-тренинг. Много новой полезной информации, авторского опыта, я получила ответы на все вопросы. А главное — есть реальный результат: мой совершенно (как мне казалось) неспортивный ребенок стал с удовольствием делать разные физические упражнения».

Подготовила Ира Форд

Обсудить на форуме


0
0
227
КОММЕНТАРИИ1
0
Спасибо, что используете нашу методику. М.В.Гмошинская
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ