После шумной суеты прошедших каникул возьмите небольшую передышку для учебных важных дел, но особо не увлекайтесь. Апрель приготовил нам много новых театральных впечатлений: в двадцатых числах откроется Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», в рамках которого будут показаны лучшие постановки текущего сезона, да и наши городские театры не отстают – снова в афишах давно не виденные названия. Не пропустите!
От трех до пяти || От пяти до восьми || От восьми до двенадцати
12 апреля приходите в кукольный театр «Бродячая собачка». Там дают необычную «Дюймовочку». Поэтический взгляд на одну из самых удивительных сказок обеспечен здесь работой художника. Вместо кукольно-сказочного разноцветья – неяркие вытянутые кукольные силуэты, словно взлетающие в где-то высоко распростертое небо. Эта Дюймовочка не ищет принца, а как будто стремится вернуться в то неведомое людям пространство, откуда появилась по воле колдуньи. Тональность сказки скорее печальная, но это отнюдь не недостаток постановки, а ее достоинство.
14 и 27 апреля театр «Буфф» приглашает на премьерную постановку – оперу для детей «Кошкин дом». Музыкальная сказка для маленьких – не такой уж простой жанр. Конечно в случае с текстом Маршака, уже давно разошедшимся у родителей на цитаты, дело обстоит несколько проще. Но не сюжет – залог успеха постановки, а музыка. Если пара-тройка мотивов крутится у вас в голове после выхода из зала, можно считать, что это успех. Еще немалую роль играет оформление. Спектакль «Буффа» яркий и веселый. Отдельное зрительское спасибо театру за трогательное трио котят, которых изображают воспитанники детского сада № 73.
Кукольный театр сказки «У Московских ворот» – театр с многолетней историей, узнаваемым творческим почерком и сообществом почитателей, любящих его спектакли за красочное оформление и музыкальность. Но постановка «Дикие лебеди» по одноименной сказке Г.-Х. Андерсена (в репертуаре – 10, 11, 21 апреля) – явление в системе координат театра уникальное. Главным образом потому, что решен этот спектакль в технике театра теней. Веером черных фигурок, оживающих на большом световом заднике, виртуозно управляют всего два артиста. И вот уже через сцену скачут охотники, преследующие дичь, и взлетают 12 лебедей, несущих в плетеной сети прекрасную Элизу, и шествует свадебная процессия, венчающая злоключения героев. Здесь нет громких батальных сцен и эффектных превращений, но если в детстве вы с замиранием сердца следили за сменой картинок диапроектора на белой простыне в затемненной комнате, вам будет о чем рассказать своему подрастающему зрителю по окончании спектакля.
Тем, кто любит зрелище подинамичнее, советуем обратить внимание на «Цирк на ладони» единственного в своем роде театра пластики «Hand Made». Его дают 21 апреля на сцене Театрального центра на Коломенской. И, уж поверьте, запастись билетами стоит заранее – на спектакли этого коллектива, покорившего не один международный фестиваль, хочется приходить снова и снова. В этом театре, возникшем в 2007 году на базе актерского курса театральной академии, спектакль создают в буквальном смысле слова руками. А точнее, при помощи рук. Фигуры в воздухе и на планшете актеры, одетые в черную прозодежду и белые перчатки, складывают и рассыпают прямо на глазах зала. «Цирк на ладони» – это спектакль-концерт: музыкально-пластические аттракционы сменяются один за другим, как в настоящем цирке. Из ярких лоскутков, свернутых ловкими пальцами, вдруг возникают клоуны, звери (даже лев, прыгающий через огненное кольцо), акробаты и многие-многие другие. В спектакле много юмора и музыки, что, вне всякого сомнения, оценят юные зрители. Взрослая аудитория, несомненно, отметит профессионализм и оригинальность исполнения.
24 апреля в рамках Десятого Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» на сцене театра «Зазеркалье» обязательно смотрите спектакль из Красноярска «Конек-Горбунок» по сказке П. Ершова. Всем известная история, рассказанная в уютной домотканой декорации, составленной сплошь из разноцветных половичков и самодельных тряпочных игрушек, в данном случае окрашена совершенно новыми красками. Текст несколько сокращен, зато действие наполнено множеством вставных музыкальных номеров, решенных в различных стилях – от блюза до частушек. Актеры играют по несколько ролей, не скрывая «преображения» из одного персонажа в другого, чуть ли не на ходу выбирая кому кого изображать. В итоге получается «старая сказка на новый лад» – с большой долей пародийности, но без излишнего педалирования современных реалий.
Спектакль, покоривший наше зрительское воображение – «Биба. Про Сашу Блока» маленького театра «Без занавеса». Его покажут 18 апреля в Белом зале театра «Зазеркалье». Сразу оговорюсь: показ состоится в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Арлекин», а количество зрителей, которое может вместить зал, катастрофически мало. Так что поторопитесь с билетами. Удовольствие стоит того. «Биба» – домашнее, мамино, прозвище Саши Блока. Спектакль Юлии Моревой – камерная история в куклах об одном дне из детства будущего писателя. Маленький Саша в классическом матросском костюмчике (очень узнаваемо!) играет, ссорится с няней, сочиняет первые стихи, но по-настоящему занят только одним – ждет, когда вернется домой мама. Весь этот коротенький спектакль прямо-таки дышит любовью – это из-за нее в спектакле появляется Пьеро, и даже мелькнет Любочка – будущая Любовь Менделеева. Но ни с чем не сравнимой нежностью и лаской наполняется все вокруг, когда наконец в оконном проеме появляется знакомый – мамин – силуэт.
Новый спектакль Маленького театра Фонтанного дома «Вот такой Дон Кихот» на сюжет М. Сервантеса в переложении Е. Шварца был впервые показан минувшей осенью в рамках игровой выставки «Секреты в шкафу». Если вы еще не успели присоединиться к странствиям знаменитого рыцаря, то у вас есть шанс сделать это 20 и 21 апреля. Как всегда в спектаклях этого театра сразу обращаешь внимание на оригинальную и, непременно, функциональную декорацию. Здесь, например, из пары библиотечных лесенок-«стремянок» легким движением руки получаются два рысака – для рыцаря и его оруженосца, а трансформируемый сценический каркас без труда превращается то в повозку, то в хижину. Конечно, сама история Странствующего рыцаря и, в особенности, природа его подвигов предполагают некоторое пояснение со стороны взрослого зрителя. Но в зрелищной части спектакль однозначно понятен: чудаки чудят, прекрасные дамы восхитительно прекрасны, плуты плутуют, а рыцарь, как и положено, вершит подвиги – летят пух и перья, врачуются раны, имя прекрасной дамы прославлено.
Ну и напоследок, не пропустите: 22 апреля на сцене театра
«Балтийский дом» – Тюменский драматический театр покажет свою версию «Щелкунчика»
Э.-Т. Гофмана. Этот «Щелкунчик» – своеобразный микс из клоунады, шоу и балета
(музыка П.И. Чайковского – куда же без нее!).
Сказка переработана режиссером
почти до неузнаваемости: мышей заменили инопланетяне, вместо елочных солдатиков
с нашей стороны в бой идут Бэтмен, Человек-паук и Супермен с почти космическими
мечами наперевес, а Дроссельмейер дирижирует хором снежинок, наряженных в
двойные комплекты балетных пачек (причем одна из юбок – на шее, как воротник).
Дина Калинина
Обсудить на форуме